Ирландская мифология

Ирландская мифологиямифология Ирландии, входящая в корпус мифологии кельтской.

Содержание

Ирландия — «самая кельтская» страна

Основная проблема при изучении кельтской мифологии состоит в том, что до нас дошло очень немного надёжных её источников. В основном о кельтах и их культуре мы судим по тому, что было написано античными исследователями. Отношение к таким свидетельствам, понятно, настороженное, поскольку очень тяжело выделить, что же в таких свидетельствах истинно кельтское, а что наносное, ведь, как известно, кельты были побеждены Римом и Галлия быстро романизировалась. Сами же античные авторы не были лишены некой предвзятости и оценивали увиденное согласно своим представлениям о богах и небесной иерархии. В этом смысле положение Ирландии особое, поскольку она не была завоёвана римлянами, а потому была избавлена от влияния чуждой культуры.

Другой проблемой мог бы стать процесс принятия христианства (IVV столетия), поскольку христианизация всегда сопровождалась вытеснением прежней, языческой культуры. К счастью, дошедшие до нас ирландские саги практически лишены заметного христианского влияния. По этой причине корпус именно ирландских легенд представляет наибольший интерес при изучении кельтской мифологии.

Циклы ирландских саг

Сначала ирландские саги существовали только в устной форме, пришедшее же в Ирландию христианство принесло с собой письменность. Запись кельтских саг, складывающихся в эпос, стала, пожалуй, самым большим культурным достижением средневековой Ирландии. Наиболее древняя из таких сохранившихся рукописей — «Книга бурой коровы» (1100 г.), получившая своё название за пергамент, на котором была написана. Следующими по древности являются «Лейнстерская книга» (середина XII столетия) и «Книга Захватов», рассказывающая о потомках короля Миля (так же XII столетие). Исследователи ирландских саг делят эти истории на различные циклы.

Мифологический цикл саг

Это особый цикл, поскольку его саги иногда рассматривают как космогонические мифы кельтов, то есть мифы о создании мира, хотя в данном случае речь не идёт о таких грандиозных историях, как рождение вселенной, вроде вавилонских и скандинавских преданий, а всего-навсего об оформлении теперешнего облика Ирландии и племенах, её заселявших.

Согласно этим преданиям страну последовательно заселяли племена Партолона, Немеда, Фир Болг, Туата де Дананн и в конце Сыновья Миля, предки современных людей, живущих в Ирландии. При этом саги о Туата де Дананн составляют подавляющее большинство в ряду саг этого цикла.

Племена Партолона и Немеда были полностью истреблены. Возникает вопрос о том, кто же мог рассказать о них? Эта роль отводится Финтану, примордиальному человеку. Согласно легенде он был супругом Кессайр, которая в сопровождении ещё нескольких человек прибыла в Ирландию. Но случился потоп, и первые переселенцы погибли; выжил лишь Финтан, принявший облик лосося. Затем, принимая последовательно другие звериные обличия, он стал свидетелем всей ирландской мифической истории. Ирландская мифология знает и других примордиальных людей, ставших свидетелями смены ирландских племён. Так в «Книге бурой коровы» (см. ниже) рассказывается о человеке по имени Туан, который подобно Финтану, принимая различные звериные обличия, жил с допотопных времён.

К этому же циклу относится сказание о грандиозной битве при Маг Туиред между туатами (Туата де Дананн) и Фир Болг.

Уладский цикл саг

Этот цикл назван так, потому что все события в этих историях главную роль играли жители северного королевства Улада. В отличие от мифического цикла, где все истории пронизаны магией и волшебством, здесь главную роль играют герои. Главными персонажами этих саг становятся Конхобар, сын Несс, Кухулин, его могучий поданный, и Воины Красной Ветви. Центральной же сагой этого цикла является «Похищение быка из Куальнге».

Цикл Финна или Оссиана

Эти саги так же рассказывают о героях, но если в сагах уладского цикла герои, преимущественно, — одиночки, то этот цикл саг посвящён товариществу воинов и их удовольствию от пребывания в «избранном обществе прекрасных молодых воинов». Центральная сага в этой группе историй — «Преследование Диармайда и Грайне», посвящённая любви и трагической гибели влюблённых. Возможно, подобная смена настроений в сагах связана с тем, что расцвет цикла совпадает по времени с распространением в Европе куртуазной поэзии трубадуров и труверов, а также романов артуровского типа.

Королевский или исторический цикл

Саги последнего, королевского, цикла повествуют не столько о королях, сколько о королевстве как идее, о династиях разных областей Ирландии, смене королевских домов и их судьбах. К этому циклу относятся истории о таких королях как Конайре Великий, Конн Ста Битв, Кормак Мак Арт, Ньяль Девять Заложников или Домнал Мак Аэд.

Источники

Литература

  • Широкова Н. С. Мифы кельтских народов — М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. — 431 (1) с.: ил. — (Мифы народов мира). ISBN 5-17-019444-7 (ООО «Издательство АСТ»), ISBN 5-271-08709-3 (ООО «Издательство Астрель»), ISBN 5-9578-0397-9 (ООО «Транзиткнига»).
  • Роллестон Томас Мифы, легенды и предания кельтов. / Пер. с англ. Е. В. Глушко. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. — 349 с. ISBN 5-9524-1063-4

Источники в интернете

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home