Т-34

Боевая масса, т  28,5
Экипаж, чел.  4
Количество экземпляров  до конца 1945 более 57 000, в целом приблизительно 80 000
Габаритные размеры, мм
Длина корпуса  ?
Длина с пушкой вперёд  5900
Ширина корпуса  3000
Общая высота  2400
Клиренс  400
Защита танка
Тип брони  стальная гомогенная
Лоб корпуса, мм  45
Лоб башни, мм  45 (52)
Борт корпуса, мм  45
Корма корпуса, мм  40
Днище корпуса, мм  15
Крыша башни, мм  20
Активная защита  нет
Система оптико-электронного подавления  нет
Система постановки дымовых завес  нет
Вооружение
Модель пушки  Ф-34
Тип пушки  танковая
Калибр пушки, мм  76
Длина ствола пушки, калибров / мм  - / -
Боекомплект пушки  71
Прицел  ТМФД-7 и ПТ-4-7
Пулемёт(ы)  2*ДТ
Боекомплект пулемёта(ов)  1893—4725
Другое вооружение  пистолет-пулемет, ручные гранаты
Двигатель
Тип двигателя  Дизельный
Модель двигателя  В-2-34
Мощность двигателя, л.с. (кВт)  500
Расход топлива по шоссе, л/100 км  160
Расход топлива на пересечённой местности, л/100 км  230
Вспомогательная силовая установка  нет
Ходовая часть
Тип подвески  пружинная, индивидуальная
Число опорных катков на борт  5
Диаметр опорных катков, мм  830
Число поддерживающих катков на борт  2
Ширина гусеницы, мм  500
Ходовые качества
Скорость по шоссе, км/ч  48,3
Скорость на пересечённой местности, км/ч  ?
Запас хода по шоссе, км  300
Запас хода на пересечённой местности, км  230
Удельное давление на грунт, кг/см2  0,66
Преодолеваемый подъём, град.  30
Преодолеваемая стенка, м  0,73
Ширина преодолеваемого рва, м  3,4
Преодолеваемый брод, м  1,3


T-34советский средний танк периода Великой отечественной войны, впервые выпущенный в 1940 г. на Харьковском паровозном заводе. Благодаря своим боевым качествам Т-34, составлявший тогда основную часть советских бронетанковых войск, был признан лучшим средним танком Второй мировой войны. Более того, Т-34 оставался на вооружении отдельных стран до 1990-х годов.

Содержание

Техническая компоновка

«Основные части танка:

  • броневой корпус и башня (в них помещается экипаж, а также размещаются вооружение, боеприпасы, приборы наблюдения и связи, электрооборудование и механизмы танка);
  • двигатель: дизель-мотор марки В-2-34, V-образный, водяного охлаждения;
  • механизмы трансмиссии: главный фрикцион, коробка перемены передач, бортовые фрикционы, тормозы, бортовые передачи;
  • приводы управления: рычаги бортовых фрикционов, педали главного фрикциона и ножного тормоза, механизм переключения передач;
  • ходовая часть: ведущие колёса, гусеничные цепи, направляющие колёса (ленивцы), опорные катки с балансирами, подвеска;
  • оборудование и снаряжение.

Внутри корпус танка делится на четыре отделения: управления, боевое, моторное, трансмиссионное. Отделение управления находится в носовой части танка. В нём размещены сиденья механика-водителя и стрелка-радиста, приводы управления механизмами танка, приборы, контролирующие работу двигателя и электрооборудования, пулемёт ДТ в шаровой установке, часть боекомплекта, радиостанция, два баллона с сжатым воздухом для воздушного запуска двигателя, запасные части, инструмент и принадлежности. Боевое отделение находится в средней части танка. Над ним установлена на шариковой опоре башня, в которой размещены вооружение, часть боекомплекта, приборы наблюдения, а также сиденья командира танка и башенного стрелка. В вентиляционном люке башни установлен мотор-вентилятор. Основную часть боекомплекта укладывают в боевом отделении — на полу и около бортов. За железными съёмными листами фальшбортов, между шахтами подвески, расположены баки для горючего. Моторное отделение находится в средней части танка, за боевым отделением, от которого оно отделено перегородкой. В этом отделении установлены: двигатель, два водяных радиатора, два масляных бака и четыре аккумуляторные батареи — попарно, на кронштейнах, между нижней половиной картера двигателя и радиаторами. Трансмиссионное отделение находится в кормовой части танка. В нём расположены главный фрикцион с центробежным вентилятором, коробка перемены передач, бортовые фрикционы с тормозами, электростартер, бортовые передачи и два топливных бака.» (Фрагмент из «Танк Т-34. Руководство» 1944 год)

Бронирование

Т-34 изначально разрабатывался как танк с круговым противоснарядным бронированием, способным выдерживать огонь танковых орудий и противотанковой артиллерии рубежа 3040-х годов, имевших калибр от 20 до 47 мм, в особенности 37-мм пушек наиболее вероятного противника — Германии, способных уверенно поражать все советские танки разработки 30-х годов (БТ, Т-26, Т-28, Т-35 и другие).

Для того чтобы сочетать высокую подвижность, относительно небольшую массу и мощную противоснарядную броню, конструкторам пришлось пересмотреть традиционный подход к бронированию танков. Основной особенностью бронекорпуса нового танка стало размещение листов брони под большими углами наклона относительно вертикали. Верхний и нижний лобовой листы корпуса 60°, верхняя часть бортов и корма 45°. В результате, испытания показали, что 45 мм лобовой наклонный лист равноценен 70-80 мм брони, установленной вертикально. Определённую проблему создавали лишь две ослабленные зоны на лобовой броне: люк механика-водителя и шаровая установка курсового пулемёта.

Башня обтекаемой формы имела ту же толщину брони, кроме вариантов, изготавливавшихся литьём. Они имели меньшую снарядостойкость, и потому толщину брони пришлось увеличить до 52 мм. Т-34-85 имел полностью переделанную башню, с увеличенной до 90 мм толщиной брони. Но главное в другом – за основу новой танковой пушки С-53 была взята 85 мм зенитная пушка образца 1939 года, что значительно удешевляло и ускоряло производство танковых орудий.

За всю войну бронирование вариантов Т-34 с 76-мм пушкой существенных изменений не претерпело, в таком виде он воевал до конца войны. И если в 1941 году его броневая защита являлась вполне адекватной, то в конце войны танк легко поражался всеми противотанковыми средствами немецкой армии. Попытки улучшения защиты путём экранирования (наложения дополнительных листов брони) предпринимались, но значительного эффекта не дали и широкого распространения не получили.

Жесткое требование ГКО и лично Сталина постоянно увеличивать производство танков заставляло всемерно удешевлять производство, постоянно сокращая трудозатраты. К началу 1945 года трудоемкость изготовления Т-34 снизилась по сравнению с 1940 г. в 2,4 раза, в том числе бронекорпуса – в 5 раз, дизеля – 2,5 раза. И это в условиях, когда без снижения количества производимых машин был совершен переход к производству Т-34-85 вместо Т-34. На протяжении всей войны советская промышленность сохранила абсолютное превосходство в количестве произведенных танков.

История применения

Советское инженерное бюро, возглавляемое Кошкиным и Морозовым, начало работу над новым танком в конце 1930-ых, используя в качестве основы быстроходные танки БТ. Т-34 был призван заменить как легкие быстроходные танки серии БТ, так и средние Т-28. Уже первые образцы Т-34, появившиеся в 1940, продемонстрировали удачное сочетание огневой мощи, мобильности и защищенности. В тоже время, в результате неотработанности технологического процесса производства и недостаточной доведенности конструкции, у танка было множество «детских болезней». Это проявлялось в недостаточной его надежности и малом ресурсе дизельного двигателя (50 моточасов). Имелся и ряд конструктивных недостатков, в частности плохой обзор из танка для командира, недостаточно совершенные прицельные приспособления.

На начало войны Германии с СССР 22 июня 1941, в приграничных военных округах насчитывалось 967 Т-34. Они приняли участие уже в первых приграничных сражениях. Появление средних танков Т-34 и тяжёлых КВ явилось неожиданностью для немецкой армии. Первые же бои показали значительное превосходство боевых характеристик новых советских танков над танками Германии. Их средние танки T-III и T-IV значительно уступали Т-34 по вооружению и имели менее эффективное бронирование.

Стандартная 37 мм немецкая противотанковая пушка, легко поражавшая Т-26 и БТ, против Т-34 оказалась практически бесполезной, что вынудило применять против них 105 и 150 мм полевую артиллерию и 88 мм зенитные орудия, выставленные на прямую наводку.

В боях начального периода войны Т-34 сыграл важнейшую роль, сначала сдерживая и замедляя прорывы немецкой армии, а затем участвуя в контрударах.

Немецкой армии пришлось спешно разрабатывать средства ПТО, способные противостоять Т-34. Это привело к установке на немецкие танки более мощных длинноствольных орудий, усилению их бронезащиты. Пехотные части перевооружались более совершенными и эффективными 50 мм и 75 мм противотанковыми пушками. Началось массовое производство самоходных штурмовых орудий. Форсировалась разработка собственных, качественно новых средних и тяжелых танков, способных соперничать с Т-34 и КВ. В результате, уже к середине 1942 года бронирование Т-34 оказалось недостаточным, и они начали нести большие потери. Но в то же время стали сказываться другие его достоинства. В первоначальную конструкцию были внесены тысячи изменений, что сделало танк более технологичным и дешёвым в производстве. Это позволило массово выпускать Т-34 на предприятиях, изначально не являвшихся танкостроительными заводами, с применением малоквалифицированной рабочей силы, в результате чего, несмотря на большие потери, их общее количество на фронте постепенно росло. Танк стал неприхотливым и надёжным в эксплуатации, ремонтопригодным.

В 1943 году, в связи с массовым появлением у немцев новых моделей бронетехники, с усиленным бронированием, перестала быть достаточной и 76,2 мм пушка. В сражении на Курской дуге, в боях крупных масс танков, немецкое наступление удалось остановить, но лишь ценой огромных потерь собственной бронетехники, основную часть которой составляли к тому времени Т-34.

Это вынудило искать способы повышения боевых качеств Т-34. После проработки нескольких вариантов, в массовое производство в 1944 году был запущен Т-34-85. В нем была применена новая 85 мм пушка. Экипаж увеличился с 4 до 5 человек, танк получил новую башню, с усиленным бронированием и более удобную для экипажа и командира. В результате на несколько тонн вырос вес, что привело к незначительному снижению динамических характеристик. Считается, что именно в этой модификации было достигнуто оптимальное сочетание огневой мощи, защищенности и подвижности для средних танков Второй мировой войны.

Тем не менее, радикального улучшения боевых характеристик не произошло. Малоуязвимый в 1941 году, Т-34 в 19441945 уже не способен был на равных противостоять тяжёлым немецким танкам и штурмовым орудиям. Недостаточно он оказалась защищен и от средств немецкой пехотной ПТО, включавшей к тому времени новейшие реактивные противотанковые гранатометы. В результате, в 1945 году примерно 90 % попаданий в Т-34 заканчивались пробитием его брони. Это приходилось компенсировать их массированным и грамотным применением. К концу войны Т-34 являлся самым многочисленным танком в армии СССР.

После войны Т-34 активно экспортировался во множество стран мира. Он принял участие в войнах в Корее, Вьетнаме, арабо-израильских войнах, множестве конфликтов в Африке, на Балканах.

Легендарные танки оставались на вооружении некоторых стран, например, Ирака, до конца 20-го века.

T-34 в XXI веке

Во множестве городов T-34 является памятником самому себе и героям Великой отечественной войны, является экспонатом выставок. Как правило, это не модели, а вполне реальные боевые машины, так что теоретически после ремонта они могут вступить в бой. Так, например, демонстранты во время антиправительственных выступлений в Будапеште (2006) угнали танк с размещённой в центре города экспозиции и попытались прорвать полицейское оцепление, однако, были остановлены полицией, применившей слезоточивый газ. [1]

Ссылки


Советские танки Великой Отечественной войны
Танкетки
Т-27
Легкие танки
Т-18 (МС-1) | Т-26 | БТ-2 | БТ-5 | БТ-7 | Т-37А | Т-38 | Т-40 | Т-50 | Т-60 | Т-70 | Т-80
Средние танки
Т-24 | Т-28 | Т-34 | Т-34-85 | Т-44
Тяжелые танки
Т-35 | КВ-1 | КВ-2 | КВ-1с | КВ-85 | ИС-1 | ИС-2 | ИС-3
Огнеметные (химические) танки
ХТ-26 | ХТ-130 | ОТ-34 | КВ-8

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home