Дионисий Петавиус

Дионисий Петавиус (Петавий) (лат. Dionisius Petavius, фр. Denis Pétau - Дени Пето; также известен как и Дионисий Малый; 21 августа 158311 декабря 1652) — французский католический богослов, учёный-иезуит.

Дионисий Петавиус родился в Орлеане в 1593 г. (по иным данным — в 1585 или 21 августа 1583 г.), в 19 лет стал профессором философии университета Буржа, и позднее — каноником Орлеанского собора. В 1605 г. он вступил в общество иезуитов. В 1621 г. стал профессором позитивной теологии в Париже. Умер 11 декабря 1652 г. в своей келье коллежа Клермон.

Петавиус известен своими историческими, астрономическими и хронологическими трудами. В честь него назван один из кратеров Луны. В области хронологии Петавиус дополнил труды протестантского хронолога И. Скалигера: в 1627 г. Дионисий Петавиус предложил расширить христианскую эру за счет лет до рождества Христова (AD — anno Domini) методом обратного отсчета времени назад от «рождества Христова», применив идею обратной нумерации, так — как это делается на географических картах. Таким образом, благодаря изобретению Петавиуса любая дата оказалась привязанной к современной обиходной хронологической системе, тогда как ранее в древней истории существовал собственный счёт лет. Действительно, вплоть до конца XVIII века, когда система Петавиуса окончательно восторжествовала, в трудах по древней истории события датировались по древним же эрам (от основания Рима, по олимпиадам и т.д.), а также по введенной Ашшером эре "от сотворения мира" и юлианскому периоду Скалигера, так что для того, чтобы досконально разобраться в древней хронологии, нужны были определённые специальные навыки. Реформа Петавиуса устранила эти неудобства и сделала хронологию простой и понятной любому школьнику.

Критики, в основном из числа астрономов и вообще естественников, считают систему Петавиуса "неудачной", ввиду того что 1-ому году от РХ непосредственно предшествует 1-ый год до РХ: нулевой год явялется «пустым» и ему соответствует только «точка отсчёта». Это, полагают они, "соответствовало уровню понимания арифметики учёными-гуманитариями XVII в., и опиралось на аристотелевский догмат «Природа не терпит пустоты». Такой способ счета лет, получивший наименование исторического,— создал сложности в астрономических и календарных расчётах при переходе через момент начала эры." Поэтому изобретение Петавиуса оценивается критиками как шаг назад по сравнению с методом счёта «юлианских дней» по Скалигеру.

Однако система Петавиуса и была создана именно для исторических, а не астрономических или иных нужд; в бытовом отношении она чрезвычайно удобна и во всяком случае удобнее скалигеровского периода. Это и обеспечило ей популярность. Что же до остального, то уже в середине XVIII в. для нужд соответствующих учёных был введён астрономический счёт лет с нулевым годом.

Труды

  1. «Paraphrasis psalmorum omnium nec non canticorum» (1627)
  2. «Opus de doctrina temporum» (1627)
  3. «Uranologion» (1630)
  4. «Rationarium temporum» (1633)
  5. «De ecclesiastica hierarchia» (1641)
  6. «De potestate consecrandi» (1646)
  7. «De lege et gratia» (1648)
  8. «De Tridentini concilii interpretatione et S. Augustini doctrina» ([[1649)
  9. «De theologicis dogmatibus» (16441650)
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home