Эфир (стихия)

Эфи́р (др.-греч. αἰθήρ — верхний слой воздуха; лат. aether) — тончайшая пятая стихия (пятый элемент). Термин использовался в античной и средневековой натурфилософии, физике и алхимии. Его синонимами были термины «пятая стихия» («пятый элемент»), «пятое тело» (др.-греч. πέμπτον σῶμα, лат. quintum corpus; «пятое простое тело»), «пятая сущность» (лат. quinta essentia, «квинтэссенция»). Латинские эквиваленты термина использовались в римской и средневековой философии.

Изначально, в древнегреческой мифологии термин «эфир» обозначал верхний (горний), особо тонкий (разреженный), прозрачный и лучезарный слой воздуха, которым дышат боги.

Приблизительно в таком смысле (небесное вещество) этот термин употребляли в ранней древнегреческой философии досократики — Анаксагор, Эмпедокл.

Эмпедокл создал учение о четырёх стихиях (элементах) — воде, земле, огне и воздухе. Аристотель добавил к ним тончайшую пятую стихию, пятый элемент — эфир, которых он противопоставлял остальным четырём. Четыре стихии, из которых состоит весь подлунный мир, совершают движение по вертикали и горизонтали и могут преобразовываться друг в друга. Небесные тела, которые находятся в сферах космоса на уровне Луны и выше (надлунный мир), состоят из эфира, который вечнен, не переходит в другие стихии и совершает круговые движения.

Это термин сохранился в римской и средневековой философии. Его употребляет Лукреций

Квинтэссенция

Термин «квинтэссенция» позднее приобрёл и самостятельное значение. В частности, у Парацельса квинтэссениця — тончайшая субстанция вообще, «экстракт» всех элементов. Такой квинтэссенцией мира произведённой Богом из «вытяжки» целого мира как бы в гигантской алхимической лаборатории, по Парацельсу, является человек.

См. также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home