Сказка

Сказкавид повествовательного фольклора , включающий в себя различные жанры и повествовательный литературный жанр (см. эпос). Фольклорные и литературные сказочные жанры допускают известную долю художественного вымысла (см. фольклорный художественный вымысел, литературный художественный вымысел) и имеющий содержанием произведений необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские), достоверность которых ставится под сомнение, как сказителем (в фольклоре), автором (в литературе), так и слушателем и литературным читателем.поэтика которых выстраивается благодаря [[фольклорный художественный вымысел|фольклорного художественного вымысла]. Таким образом, в фольклоре сказка противостоит повествованиям, в содержание, которое верят, как сказитель, так и слушатель (миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание, быличка). Жанр сказки имеет особую поэтику, в основе которой находится условность, типическое и стереотипия. Литературная сказка, либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле, либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература), на основе нефольклорных сюжетов)). Фольклорная сказка исторически первенствует литературной.

Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII в., до этого — баснь. От слова «каза́ть».

Слово "сказка" предполагает, что о нем узнают, "что это такое" и узнают, "для чего" она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребенка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего "ареала" и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальнуяю информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.

Бывают разные типы сказок.

Содержание

Фольклорная сказка

Фольклорная сказка, в основе которой лежит традиционный сюжет, относится к прозаическому фольклору (сказочная проза). Миф, потеряв свои функции, стал сказкой.

Сказка противостоит мифу как:

  1. Профанноесакральному (миф связан с ритуалом, поэтому миф повествуют в определённое время и в определённом месте посвящённым тайные сведенья);
  2. Нестрогая достоверностьстрогой достоверности (уход сказки от этнографичности мифа привело к тому, что художественная сторона мифа вышла на первый план в сказке. Сказка «заинтересовалась» увлекательностью сюжета. Историчность, или квазиисторичность мифа стало неактуально для сказки. События сказки происходят вне географической приуроченности в рамках сказочной географии.).

Фолклорная сказка имеет свою специфическую поэтику, в установлении которой настаивал Пропп, Владимир Яковлевич. Тексты данного жанра, строятся с помощью установленных традицией клише:

  1. Сказочные формулы (ритмизованные прозаические куски типа):
    • «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;
    • «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;
    • «Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» — сказочная концовка, финал);
  2. «Общие места» (кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды:
    • Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где проза перемежается с ритмизированными местами:
    • Клишированное описание портрета — «Баба-Яга, костяная нога»;
    • Клишированные формульные вопросы-ответы — «куда путь дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом», и т. д.;
    • Клишированное описание места действия: описание Калинового моста у реки Смородина,
    • Клишированное описание действий: перемещение героя на ковре самолёте,
    • Общефольклорные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец».

Фольклорная сказка отвечает трём требованиям фольклорной бытийности (общефольклорные признаки), как:

  1. Устность.
  2. Коллективность
  3. Анонимность

Сюжет фольклорной сказки, в отличие от сюжета литературной сказки, существует во множестве текстов, в которых допускается некоторая степень импровизации исполнителя сказочного материала. Тексты фольклорной сказки противостоят друг другу по степени схожести — несхожести как вариантвариации. В сказковедении ставится проблема авантекста, разрешение которой решит вопрос о творческом мастерстве исполнителя сказочного фольклора, который не запоминает текст сказки целиком, а порождает текст на глазах у слушателей, реанимируя из памяти конструктивные элементы текста, — тематические (мотивы) и стилистические («общие места», формулы и пр.). Сказитель, в какой-то форме (в форме ли целого сюжета или единиц сюжета, т. н. мотива), хранил в памяти сказочные сюжеты, которые воспроизводил в исполняемом тексте сказки. Сказковедение перечислило все обнаруженные сказочные сюжеты, собрав их в составленные указатели. Некоторые сказочные сюжеты встречаются в одном тексте (контаминация сюжетов). Сказитель, для придания эпического замедления, использовал приём утроения действия в сказке. В сказковедение идёт постоянный поиск метода полного описания структуры текста ф. с. Для удобного описания текста исследователи выделяют, помимо композиционно-сюжетного и стилистического уровней текста, ещё идейно-тематический и образный уровни. В архаические времена (распад первобытно-общинного строя) ф. с. напоминала миф (мифологическая сказка или миф-сказка), однако и поздняя классичесская сказка сохранила реликты мифологического сознания. Задача фольклористики, как междисциплинарной науки, стоящей на границе лингвистики, литературоведения, этнографии, вскрыть в тексте эти реликты.

Классификация фольклорной сказки

Фольклорная сказка имеет внутрижанровые разновидности. В науке о сказке существует проблема классификации сказочных жанров. Так Померанцева, Э.В. подразделяет фольклорные сказки на сказки:

  1. о животных
  2. волшебные
  3. авантюрно-новеллистические
  4. бытовые,

в то время как Пропп делит сказки на:

  1. волшебные
  2. кумулятивные
  3. о животных, растениях, неживой природе и предметах
  4. бытовые или новеллистические
  5. небылицы
  6. докучные сказки

В сказочном фольклоре не всегда можно провести чёткую границу между сказочными жанрами.

Жанровые разновидности фольклорной сказки

Сказка о животных

Сказка о животных (животный эпос) — это сказки, в которых, приемущественно, действуют животные. Сказки этого жанра имеет различные жанровые формы. В Большинстве из них обладают кумулятивной композицией (Рекурсивная или Кумулятивная сказка). Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Томпсон, Болт, Дж. и Поливка, Г., Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок. Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:

  1. С бесконечным повторением:
    • Докучные сказки типа «Про белого бычка».
    • Единица текста включается в другой текст («У попа была собака»).
  2. С Конечным повторением:
    • Сказка типа «Репка», в которой нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся.
    • Сказка типа «Петушок подавился», в которой происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.
    • Сказка типа «За скалочку уточку», в которой предыдущая единица текста отрицается в следующем эпизоде.

Другой жанровой формой сказки о животных является структура волшебной сказки («Волк и семеро козлят»). Отличием выделяемого жанра, помимо формы, является ещё то, что главные герои сказок — это звери (антропоморфизм), а не люди. Звери (зооморфные плуты -трикстеры), по-Мелетинскому, совершают в сказке всевозможные трюки, с помощью которых они хотят для себя получить какую-нибудь выгоду («Лиса и Волк»).

Волшебная сказка

Волшебная сказка- эта сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку (см. также Конфликт (литературоведение). В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки рассказывается о всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу. Развитие сюжета — это поиск потеренного или недостающего. Кульминация волшебшой сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач. Эти задачи всегда разгадываются). Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Герой или героиня в конце «воцаряются» - то есть приобретают более высокий социальный статус, чем у них был в начале. Пропп, В. Я вскрывает однообразие волшебной сказки на сюжетном уровне в чисто синтагматическом плане. Он открывает инвариантность набора функций (поступков действующих лиц), линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известным образом распределённых между конкретными персонажами и соотнесенных с функциями. Функции распределяются среди семи персонажей: антагониста (вредителя), дарителя, помощника, царевны или её отца, отправителя, героя, ложного героя. Пропп создает, т. н. метасхему волшебной сказки, состоящей из 31 функции. Мелетинский, Е. М., продолжая за Проппом исследование по жанровому определению волшебной сказки, объединяет пропповские сказочные функции в крупные структурообразующие единицы, для того чтобы точнее дать жанровое определение волшебной сказке. Учёный говорит о том, что для волшебной сказки характерны такие общие единицы, представленные во всех сказочных текстах, как ελ...EL, где греческие буквы - это испытание героя сказки дарителем и вознаграждение героя (Баба - Яга даёт Ивану-царевичу волшебный клубок за то, что второй себя правильно вёл с Бабой - Ягой). Латинские же буквы, в формуле Мелетинского, обозначают бой над антагонистом и победу над ним (в роли антагониста выступает в волшебной сказке Кощей Бессмертный, Змей Горыныч). Победа над антагонистом немыслима без помощи волшебного средства, которое ранее дарит даритель. Мелетинский предлагает также различать не только жанр волшебной сказки, но различать жанровые типы этого жанра сказочного фольклора. Учёный вводит дополнительные единицы для определения жанровых типов волшебной сказки. Это наличие/отсутствие независимого от героя объекта борьбы (O - O), это - добывание брачного партнёра и чудесного предмета (O1 - O2), это - добывание объекта героем для себя или для царя, отца, семьи, своей общины (S - S_), это - фактор семейного характера основной коллизии (F - F), это - выявление сказки с отчётливо мифологической окраской враждебного герою демонического мира (M - M). Благодаря этим единицам, можно выделить пять групп сказок:

    1. O1SˉFˉM - героические сказки, змееборческого типа (АТ 300 - 301).
      • O2SˉFˉM - героические сказки типа quest (АТ 550 - 551).
    2. OˉSFˉM - архаические сказки типа «дети у людоеда» (АТ 311, 312, 314, 327).
      • OˉSFM - сказки о семейно гонимых, отданных во власть лесным демонам (АТ 480, 709).
      • OˉSFMˉ - сказки о семейно гонимых без мифических элементов (АТ 510, 511).
    3. O1SFˉM - сказки о чудесных супругах (АТ 400, 425, и др.).
      • O2SFˉMˉ - сказки о чудесных предметах (АТ 560, 563, 566, 569, 736).
    4. O1SFˉMˉ- сказки о свадебных испытаниях (АТ 530, 570, 575, 577, 580, 610, 621, 675).
    5. O1SˉFˉMˉ - (АТ 408, 653).
      • O2SˉFˉMˉ - (АТ 665).


Пользуясь вышеизложенной классификацией типов волшебной сказки, надо иметь ввиду, что во многих сказках есть, т. н. вторые ходы (перипетии), который выражается в том, что главный герой сказки ненадолго теряет объект своего желания.

Новеллистическая сказка

Новеллистические сказки — это сказка, которая имеет одинаковую с волшебной сказкой композицию, но имеет качественное с волшебной сказкой различие. В сказке этого жанра, в отличие от волшебной, происходят воистину чудесные событие (работник побеждает чёрта). В новеллистическую сказке действует трикстер-человек. Он из демократической среды, он добивантся справедливости у властьдержащих и добивается этого.

Анекдотическая сказка

Анекдотическая сказка, выделяемая Афанасьевым, А. Н., отличается от анекдота тем, что сказка является развёрнутым повествованием анекдота.

Небылица

Небылицы — это сказки, построенные на абсурде. Они небольшие по объёму и называются также формульными сказками, т. к. вставляются в текст больших сказок. Функция этих сказок является — увлечь зрителя предстоящей сказкой. Формульная сказка — это ритмизованная проза.


Собирание сказок

Собирание сказочного фольклора началось после того, как представители немецкой мифологической школы в фольклористике братья Гримм издали сборник немецких сказок. В России начинателем собирания русских народных сказок явился русских этнограф Афанасьев, А. Н.

Литература

См. также.

Тексты сказок

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home