Мавзолей Шейха Ховенди ат-Тахура (Шейхантаура)

Мавзолей Шейха Ховенди ат-Тахура (Шейхантаура) один из важнейших архитектурных памятников Ташкента, Узбекистан. Шейх Ховенди ат-Тахур родился в XIII веке. Он был Сейдом, это означает, что он принадлежал к племени Курайш (курайшиты), родного племени пророка Мухаммеда. Его отец, Шейх Омар, был прямым потомком в семнадцатом поколении второго благочестивого халифа Омара ибн ал-Хатаба, поэтому мужчины в семье Шейха Омара носили почетное звание Ходжа. Шейх Омар был посвященным суфием, последователем дервиша Хасана Булгари. Он прибыл в Ташкент с единственноей целью — распространение ислама. Вскоре Шейх Омар перебрался в горный поселок Богистон, где он провел остаток своей жизни. Здесь и родился Шейх Ховенди ат-тахур (Шейхантаур). Поселок Богистон ныне находится в Ташкентской области, Узбекистана, недалеко от Чарвакского водохранилища. Молодой Шейхантаур принял посвящение среди дервишей города Яссы, где уже в то время был распространен культ суфистского Шейха и основателя ордена Ходжи Ахмада Ясави. После длительного периода путешествий по Маверанахру, Шейхантаур прибыл в Ташкент, где он остался в памяти людей как «мудрейший из мудрейших». Шейх умер между 1355 и 1360 годами.

Содержание

Мавзолей Шейхантаура

Мавзолей (мазар) Шейхантаура, неоднократно изменял внешний вид после того, как он был построен в 14-м столетии. Внутри мазара, рядом с надгробием находится уникальный, сохранившийся до сих пор, окаменевший священный Саур Искандера. Сауры — это хвойные деревья местной породы. Вокруг мавзолея была целая роща таких сауров, которые были безжизненны уже в XV столетии. Полагают, что их происхождение связано с именем Александра Великого, который весьма почитается на Востоке, как мифический герой или Пахлеван. Возможно, что именно из-за этих запоминающихся хвойных деревьев, это место было выбрано для захоронения Шейхантаура. Размеры мавзолея: ширина — 16.2 x 9 м., высота — 12.8 m..

Комплекс захоронения Шейхантаур

Со временем вокруг мавзолея Шейхантаура образовался целый погребальный комплекс. Комплекс вместе с городским районом вокруг (по-местному махалля), получили наименование Шейхантаур. Много выдающихся личностей, оставивших след в истории Ташкента, были похоронены здесь. Один из них Юнус Ходжа, был хокимом (начальником махалли) Шейхантаура, и правителем Ташкента, когда в 18 веке Ташкент был полу-независимым городом-государством. Другая выдающаяся личность, похороненая здесь - Алимкуль Парварчи - Кокандский генерал, который защищал Ташкент от Русских войск в 1864-1865 гг., но в итоге был убит в случайной перестрелке недалеко от Чимкента, за два дня до того, как в 1865 году Ташкент был взят генералом Черняевым.

До нашего времени сохранились только 3 (из 16) памятника погребального комплекса Шейхантуар. Помимо Мавзолея Шейхантаур сохранились Мавзолей Калдиргочбия и Мавзолей Юнус-Хана.

Мавзолей Калдиргочбия

Здание Мавзолея Калдиргочбия – имеет пирамидальный купол, что является необычным для Узбекистана. Толе-бий (Калдиргочбий) был легендарным судьей из племени Дуглат, которое фактически управляло Ташкентом в период Чагатайского Ханата. Мавзолей был построен в первой половине 15-го столетия. Двор и художественное оформление мавзолея не сохранились. Размеры: 9,5 х 9,5 м., комната: 6 х 6 м.

Мавзолей Юнус-Хана

Мавзолей Юнус-Хана расположен недалеко от мавзолея Шейхантаура. Это одно из двух монументальных зданий, построенных в XV столетии, которое сохранилось до наших дней. Юнус-Хан Моголистанский (1415—1487) был одним из правителей Ташкента.

В течении веков Мавзолей Шейхантаур менял свой вид


Смотри также

Внешние ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home