Хартманн, Эрих Альфред

Э́рих А́льфред Ха́ртманн (19 апреля 192220 сентября 1993) — немецкий лётчик-ас, считается наиболее успешным лётчиком-истребителем за всю историю воздушных боёв. По немецким данным, в ходе Второй мировой войны он сбил 352 самолёта противника (из них 345 советских) в 825 воздушных боях. За это время его самолёт был сбит 14 раз, но Хартманну всегда удавалось успешно прыгнуть с парашютом. Друзья называли его «белокурым рыцарем Германии», а лётчики противника — «чёрным дьяволом».

Биография

Хартманн поступил на службу в Люфтваффе в 1941 году и в составе JG52 (52-й истребительной эскадры) был направлен на Восточный фронт в октябре 1942 года. Он сбил первый советский самолёт 5 ноября 1942 года, однако за три последующих месяца ему удалось сбить ещё только один самолёт противника. Он постепенно повышал свое лётное мастерство, делая упор на аккуратность и точность в воздушном бою. Если бой становился слишком опасным, он предпочитал отступить. Постепенно тренировка дала свои плоды: во время Курской битвы в июле 1943 года он сбил за один день 7 самолётов, а к концу августа 1943 года имел на своём счету уже 50 сбитых самолётов.

Свой 300-й самолёт Хартманн сбил 24 августа 1944 года. В этот день он был награждён Железным крестом.

В конце войны Хартманн вместе со своей группой сдался американским войскам, однако был передан СССР. В СССР Хартманн был осуждён по обвинению в военных преступлениях и провёл 10 лет в лагерях. В 1955 году он был освобождён и возвращён в ФРГ, где воссоединился со своей женой. После возвращения в Германию он стал офицером военно-воздушных сил ФРГ, командовал авиагруппой. Он также неоднократно ездил в США, где тренировал американских пилотов. В 1970 году он вышел в отставку. Умер Хартманн в 1993 году в возрасте 71 года.

В 1997 году Хартманн был реабилитирован российским правосудием, поскольку было обнаружено, что его осуждение было незаконным.

Советскими и российскими историками много раз поднимался вопрос о том, что заявленное количество сбитых Хартманном самолётов не соответствует действительности, и на самом деле оно гораздо меньше. Единства в этом вопросе среди историков нет до сих пор.

«Приём Хартманна»

Хартманн разработал и применял несколько новых приёмов воздушного боя. Одним из самых известных стал защитный манёвр — уход с ипользованием отрицательной перегрузки, до сих пор известный среди лётчиков как «приём Хартманна». Он применяется в положении с противником, зашедшим в хвост вашему самолёту, когда дистанция позволяет открыть огонь и положение становится практически безвыходным. В этой ситуации Хартманн начинал делать крутой вираж, вынуждая противника делать еще более крутой вираж для получения правильного упреждения для стрельбы (классическая тактика боя на виражах). При этом, как правило, противник должен был поднять нос своего самолёта настолько, что он закрывал обзор, и летчик противника терял из виду самолёт Хартманна. В этот момент Хартманн отжимал ручку управления и выходил из виража, пользуясь сменой перегрузки с положительной на отрицательную. После выполнения этого манёвра противник, не могущий понять, куда делся самолет, сам оказывался в незавидном положении.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home