Ваххабизм

Ваххаби́зм (от араб. الوهابية) — одно из наименований салафийи, мусульманского религиозного движения за возвращение к праведным истокам ислама. Название «ваххабизм» употребляется оппонентами салафийи в связи с именем одного из самых известных проповедников салафийи, теолога ханбалитского мазхаба Мухаммада ибн Абдель аль-Ваххаба (17031792), имя которого в свою очередь восходит к одному их 99 имен Аллаха. Сами салафиты отвергают этот, по их мнению, оскорбительный ярлык, называя себя «муаххидин», т.е. «сторонниками единобожия».

Первоначальником салафитского движения считается исламский ученый Ахмед ибн Ханбал (780855), основатель ханбалитского мазхаба (направления в исламском праве), который требует скрупулёзного следования Корану и Сунне Мухаммада. Ибн Ханбал, а затем его последователь Ибн Таймийа (12631328) призывали к очищению ислама от религиозных нововведений (бид'а) и доисламских пережитков. В XVIII веке идеи Ибн Ханбала и Ибн Таймийи развил и дополнил Абдель аль-Ваххаб.

Абдель аль-Ваххаб заявлял, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда («Аль-Саляф Ас-Салих»), и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенными извне предрассудками. Ваххабиты считали своей обязанностью разрушать и уничтожать все чужеродные элементы ислама. В 1932 году последователи идей Аль-Ваххаба в результате борьбы создали независимое арабское государство — Саудовскую Аравию.

В настоящее время слово «ваххабизм» нередко используется в русском языке как синоним исламского терроризма вообще.

Сторонники ваххабизма называются ваххаби́тами.

Содержание

Основные догматы

Ваххабиты утверждали о запретности паломничества к могилам святых, игры на музыкальных инструментах, использования в своей речи оскорблений и т.д. Они также обосновывали необходимость вооружённой борьбы (джихада) против неверных (кафиров) и лицемеров-вероотступников (мунафиков).

Любое политическое разделение уммы (исламской нации) или гражданская война рассматриваются ваххабитами как фитна (раскольничество, нарушение исламского порядка). По словам Аль-Ваххаба, самая первая фитна произошла во время Халифата Али, когда его покинули хариджиты. Всякая фитна должна жестко и решительно подавляться.

Основные салафитские идеи [1]

  1. призыв к джихаду против кафиров;
  2. критика мазхабов;
  3. критика таклида (традиция);
  4. призыв к иджтихаду;
  5. критика суфизма и его основоположников.

Очищение ислама

Главный догмат ваххабизма — вера в безусловно единого бога (таухид). Своей основной задачей ваххабиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов. Ваххабиты (салафиты, единобожники) отвергают различные нововведения (бид'а), внедрившиеся в сознание мусульман за полуторатысячелетний период распросранения ислама – остатки доисламских языческих культов, обожествление святых, дервишество, местные национальные традиции, теории о скрытом смысле Корана, не доступном для непосвященных и прочее. Салафиты отрицают необходимость «посредничества» между Аллахом и человеком (т.е. жречества), поэтому к ним чрезвычайно негативно относятся представители различных секты ислама, в т.ч. суфиии. «Посредниками» между богом и человеком в суфизме выступают шейхи (старейшины) и устазы (наставники). В Российской Федерации суфизм получил некоторое распространение на Северном Кавказе, где закрепились несколько суфийских тарикатов.

Джихад

Ваххабиты не признают достоверность хадиса про "великий и малый" джихад, и разделяют джихад только на оборонительный и наступательный. Ваххабиты критикуют и обвиняют в невежестве мусульман, допускающих в религиозных убеждениях нововведения (бид'а). Вопреки приписываемому им, ваххабиты не считают Обладателей Писания неверными (кафирами) и не призывают к войне с ними.

Раскол в исламе

Борьба за очищение ислама и догмат отрицания почитания любых авторитетов, кроме Аллаха, вызывали в Центральной Аравии в XIX веке ваххабитские восстания, в ходе которых ваххабиты разгромили ряд аравийских городов. В Медине ими была разрушена могила дочери пророка Мухаммада. Ваххабиты собирались уничтожить могилу и самого Мухаммада, но затем отказались от этого плана.

Существенный конфликт ваххабитов с другими движениями в исламе заключается в обращении к сокровенному моменту сакральной истории ислама - к хиджре (отъезду) пророка Мухаммада из Мекки в Медину: ваххабитская интерпретация событий мединского периода существования исламской общины считается еретической с точки зрения некоторых мусульманских авторитетов.

Ваххабиты в России

В Дагестане

В начале 1990-х в Дагестане обострились отношения между традиционными "тарикатистами" и "ваххабитами". Лидером дагестанских ваххабитов долгое время считался Багаутдин Кебедов. 16 сентября 1999 Ваххабитской территорией считалась Кадарская зона Народным Собранием Республики Дагестан был принят Закон "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан" [2], а в 1999 ваххабиты приняли активное участие во ваххабитском мятеже.

В Чечне

В межвоенной Чечне центром ваххабизма считался Урус-Мартан, есть сведения о столкновениях ваххабитов (Арби Бараев) с режимом Масхадова в Гудермесе в 1998. 25 июля 1998 года по инициативе муфтия Ахмада Кадырова в Грозном прошел съезд мусульман Кавказа, на котором прозвучало осуждение ваххабизма. [3] [4]

Ссылки

См. также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home