Махалля

Махалля (араб. — часть города). Поэт, писатель XI века Носир Хисрав в своем произведение «Сафарнома» (Записки путешественника) путешествия с 1043 по 1052 года по странам Ближнего Востока и совершая Хадж, в Мекку писал, — «город Каир состоит из 10 махаллей». Этот факт свидетельствует о том, что махалля на Востоке существует несколько веков.

Содержание

Обычаи

На территории махалли, как правило, находилась мечеть — своеобразный общественный, культурный и духовный центр. А с начала XIX века впервые в Бухаре, а затем повсеместно распространилась альтернатива к мечети — чайхана. С тех пор во всех махаллях культурным и общественным центром стал чайхана.

До Октябрьской революции в мечетях пять раз в день жители махалли (мужчины) совершали намаз. Между молитвами проводились занятия для мальчиков. Таким образом, махалля не являлось религиозной организацией, тем не менее содействовала распространению традиционных исламских идей, а в еврейских махаллях идею иудаизма, что, в свою очередь, способствовало объединению жителей махаллей в плане быта, традиции, морали и т. д.

Территорию махалли определяли по голосу муаззина приглашавшего на молитву, до дома куда доходил его голос. Но махалля была не только территориальной единицей, ее жители, связанные между собой родством, профессией, личным знакомством и объединялись в своеобразную общину. Каждый имел друг о друге достаточно подробные и достоверные сведения. Именно в махалле возник и существовал в течение многих веков самобытный институт общения людей, прежде всего соблюдение добрососедских отношений, уважение старших по возрасту, забота о пожилых людях, детях, больных и, конечно же традиционный способ взаимопомощи, когда вся махалля участвует в организации свадеб, похорон, различных праздников, когда организовывают Хашар для постройки дома той или иной семье, помогают при стихийных бедствиях и т. д.

Уместно напомнить такой факт, что раньше каждый житель махалли без напоминания, утром и вечером производил полив, очистку улиц возле своего дома. Всемерно заботились о чистоте и ухоженности водоемов -хауз и арыков как основных источников питьевой и поливной воды. Махалля имела свои законы, один из них «шафат» — огородить от «чужих». Если кто-то из жителей махалли хотел продать свой дом, он прежде всего предлагал продать этот дом своим родственникам, затем, в случае отказа, своим соседям по забору, а далее жителям махалли. Без соблюдения вышеуказанной субординации хозяин не имел права продать свой дом «чужим». Этот закон огораживал посторонних попасть в махаллю.

История возникновения

История возникновения махалли в Самарканде и их названия имеют глубокие корни. Махалли образовывались и назывались по производственно-ремесленному принципу: кулолон — гончары, заргарон — ювелиры, Сузангарон — игольщики, Чармгарон — кожевники и т. д., архитектурных памятников: Рухабад, Гури-Амир, Мадрасаи Сафеди и т. д., названия гидронимов: Оби Машат, Кош хауз, Махалли носили также названия тех городов и сел откуда были переселены жители Тошканди, Ургути, Дахбети, Хавоси, и т. д. Письменные источники свидетельствуют о том, что в Самарканде были такие махалли как «Сангтарошон», «Сабунпазон», «Мирсаид ошик», «Бустонихон», «Дегрезон», «Кемухгарон», «Дари Арк», «Работ» и другие. К сожалению, об этих махаллях в настоящее время ничего неизвестно.

В начале ХХ века в Самарканде существовало 103 мечетей и столько же махаллей. Все они расположены в на территории Сиабского района. До 30 годов ХХ века в Самарканде существовало махалля «Пули сафед» (Белокаменный мост). Махалля имела мечеть, большой базар и был очень развит культурными традициями. Еще в XVII веке в этой махалле жил и творил поэт Масехо Иваз Боки. Он считался одним из лучших поэтов своего времени, а также его ученик из этой махалли Манзур Ходжи Мухаммади Самарканди. В связи с расширением спиртоводочного завода в 1930-32 годы махалля исчезла. Такая же история только в конце ХХ века произошло с махаллёй «Рухобад». В настоящее время остался только мавзолей Рухабад.


Махалля — это историческая ценность, ее надо беречь. В него заложены демократические принципы самоуправления. Любой не продуманный шаг в этом направлении может привести к неисправным ошибкам.

Названий махаллей — ценный материал для истории возникновения развитий древнего городского хозяйства. В конце XIX века в городе Самарканде насчитывалось 96 гузаров (махаллей), в которых проживало около 55 тысяч человек. Как правило, в каждая махалля средней величины проживало от 450 до 800 человек.

Структура и функции махалли менялись с течением времени или в связи с определенными обстоятельствами, но махалля сохраняла принцип самоуправления на своей территории, координировала социально-экономические взаимоотношения жителей. В период Советской власти махалли не закрывались, но их деятельность не поощрялась, а некоторые функции махалли были упразднены или доведены до минимума. Культурным центром махалли стала чайхана с красным уголком. Многие названия махаллей были переименованы, произведены реорганизации. В результате старые названия этих махаллей в настоящее время не упоминаются. Например, махалля «Хон Саид имом», где в XVII веке жил поэт Мулло Монеъ, а в ХХ веке переименовали в квартал «Иттифок −60», теперь старое название этой махалли почти не знают.

Следует учитывать, что именно в структурной самобытности махалли проявляется и развиваются новые принципы в управлении — это более практическое и открытое ведение дел, большая доброжелательность к людям, изживание различных проявлений бюрократизма и т. д. Поэтому махалля как орган самоуправления снизу должна стать основой гражданского общества, а это путь к сильному демократическому государству .

Махалля в искусстве

См.также

Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home