Dolby NR

Dolby NR (Dolby Noise Reduction) — семейство нелинейных компандерных систем шумопонижения, разработанных под руководством Рея Долби фирмой «Dolby Laboratories, Inc.» с конца 1960-х годов, и широко распространнённых как в профессиональной, так и в любительской аналоговой звукозаписи.

Предназначением любой компандерной системы шумопонижения (СШП) является изолирование полезного сигнала от шума носителя (на магнитной ленте максимум шума носителя находится на частоте нескольких килогерц) и соотвестсвенно расширение динамического диапазона.

Компандерная система шумопонижения состоит из двух частей:

  1. Первая, компре́ссор (кодер), используется при записи сигнала на магнитную ленту или другой носитель. Компрессор повышает уровень слабых сигналов, чтобы он превышал уровень шума носителя.
  2. Вторая, экспа́ндер (декодер), снижает уровень записанного сигнала, чтобы он соответсвовал оригинальному сигналу до записи.

В качественных магнитофонах обычно (в магнитофонах со сквозным каналом — всегда) используются раздельные цепи экспандера и компрессора, в массовых моделях они часто используют одну цепь.

Первой системой была Dolby A, четырехдиапазонная система, обеспечивывашая около 10 db повышения отношения сигнал/шум.

Однодиапазонная система Dolby B (которая при отсутствии поддержки магнитофоном других систем часто обозначается как Dolby NR или просто Dolby) широко распространена как на кассетных (где она является стандартом де-факто для качественных аппаратов), так и на катушечных магнитофонах. Она обеспечивает повышение соотношения сигнал/шум до 10 db на высоких частотах.

Двухдиапазонная Dolby C даёт повышение до 20 db, и около 5 на низких частотах. Она также позволяет увеличить уровень записи ВЧ сигнала. По этой причине Dolby C и Dolby S лучше подходят для записи фонограмм с большим процентом ВЧ-составляющих.

После разработки инновационной профессиональной Dolby SR (Spectral Recording) в 80-е годы была создана на её основе Dolby S, явившаяся вершиной систем компандерного шумопонижения для высокакачественной кассетной записи. Магнитофоны, оборудованные этой системой, должны соответствовать более строгим спецификациям по качеству, чем стандарты Hi-Fi? такие как DIN 45500, и обычно являются высшими моделями в линейке производителя. Dolby S даёт уведичение C/Ш примерно на 24 db. При отсутствии на магнитофоне экспандера Dolby S, фонограмму лучше всего воспроизводить с включенным экспандером Dolby B.

Все системы шумопонижения (СШП) Dolby являются совместимыми — запись сделанную с их применением можно прослушивать на магнитофоне, не оборудованном этой системой, хотя и с некоторой потерей качества звучания. Как правило, магнитофоны не оборудованные СШП, имеют плохие АЧХ, и подъём ВЧ при записи с компандерной СШП оживляет звук, воспроизводимый на них. По этому параметру они превосходят системы DBX.

Но все СШП семейства Dolby являются нелинейными, то есть зависящими от точной калибровки уровня записи/воспроизведения на магнитофоне для правильного воспроизведения звука. По этому параметру они уступают линейным системам типа DBX, для которых это неважно.

Play Trim, система разработанная фирмами NAD и YAMAHA, используется также на магнитофонах AIWA. Предназначена для регулирования уровня сигнала при воспроизведении перед подачей на экспандер Dolby. Позволяет качественно воспроизводить записи, сделанные на магнитофоне с другим уровнем Dolby. Аналогична калибровке уровня воспроизведения (Play EQ, PB EQ).

Dolby HX, Dolby HX Proсистемы динамического подмагничивания (СДП), разаработанные первоначально фирмой B&O (Bang and Olufsen). Предназначены для повышения уровня и качества записи высоких частот. Могут использоваться как с СШП Dolby, так и самостоятельно. Никакого отношения к системам шумопонижения не имеют. Не требует какой-либо коррекции на воспроизводящем аппарате. Обозначение «Dolby HX Pro» на фабричных компакт-кассетах с записью не имеет никакого смысла. Аналогична системе DYNEQ фирмы NAD.

Уровень (калибровки) Dolby — уровень сигнала, при котором компрессор и экспандер не осуществляют никакой коррекции. Стандартом является уровень намагниченности 200 nWb/m на частоте 400 Hz. На индикаторе Hi-Fi магнитофонов обозначается символами «bd» (double-D). На старых деках уровень соответствовал примерно +3 db на шкале индикатора уровня записи, сейчас −2 db. Правильная калибровка уровня записи необходима для корректной работе как компрессора, так и экспандера Dolby. К сожалению, она возможно только на качественных магнитофонах, оснащенных калибровкой (а не только регулировкой) уровня записи (Rec EQ).

MPX-fliter фильтр-пробка, срезающий пилот-тон FM-радиопередачи на частоте 19 Khz для предотвращения сбоев компрессора Dolby. Применяется только для записи FM-радиопередач при включенной СШП Dolby (отечественный УКВ использует другую систему, и использование MPX-фильтра с УКВ-программами не нужно).

Другие системы шумопонижения

  • DNL — пороговая система понижения шума в паузе, широко использовалась в начале 70-х годов, особенно европейскими компаниями (Philips, Grundig), используется только при воспроизведении.
  • МАЯК — Система ШП разработанная Н. Суховым. Может работать и как компандерная.

Компандерные

  • CX — СШП используемая для записи грампластинок (LP) и аналогового канала лазерных дисков (LD), редко в радиовещании, примерно аналогична Dolby B.
  • ANRS, Super ANRS — СШП фирмы JVC (Victor), практически полные аналоги Dolby B и Dolby C соответственно.
  • Telcom,HighCom, HighCom II — СШП фирмы Telefunken, применяются также в некоторых моделях Nakamichi и Aiwa. Совместимы с Dolby.
  • ADRES — СШП фирмы Toshiba (Aurex). Совместима с Dolby.
  • DBXлинейная, несовместимая СШП фирмы DBX, несовместима с Dolby. Очень популярная в 80-х годах.

Cсылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home