Опера

О́пера (итал. opera) — художественно-драматическая форма театральных представлений, в которой речь, соединённая с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое действие имеют преобладающее значение.

Зародыш такой драматической формы следует искать в Италии, в мистериях, то есть духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой степени. Духовная комедия: «Обращение св. Павла» (1480), Беверини, представляет уже более серьёзный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до конца. В середине XVI века большой популярностью пользовались пасторали или пастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами, в характере мотета или мадригала. В «Anfiparnasso», Орацио Векки, хоровое пение за сценой, в форме пятиголосного мадригала, служило для сопровождения игры актеров на сцене. Эта «Commedia armonica» была дана в первый раз при Моденском дворе в 1597.

В конце XVI века попытки ввести в такие сочинения одноголосное пение (монодию) вывели оперу на тот путь, на котором её развитие пошло быстро вперед. Авторы этих попыток называли свои музыкально-драматические произведения drama in musica или drama per musica; название оперы стало применяться к ним в первой половине XVII века. В последнее время некоторые оперные композиторы, например Рихард Вагнер, опять вернулись к названию: музыкальная драма.

Цель оперы — усилить и углубить, с помощью музыки, действие драматического произведения. Хотя музыка в опере имеет преобладающее значение, тем не менее, успех её находится в зависимости от текста (либретто), который должен иметь интересный, ясный сюжет, сжатую, красивую литературную форму, жизненность и выразительность речи. Сюжет должен давать возможность к разнообразному выбору голосов (сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор,(баритон), бас) и к участию хора.

Задача оперы — не эффектность, а полная выразительность. Оперы отклонилась от этой задачи у итальянцев в XVIII веке и в первой половине XIX века; ради эффектной вокальной виртуозности они почти превратили оперы в концерт в костюмах. В последнее время виртуозность отступила на второй план или совсем изгнана из оперы, но явился другой недостаток — слишком сильная и сложная инструментовка, заглушающая пение и препятствующая слову, этому важному фактору в опере, доходить до слушателя с полной ясностью.

В настоящее время взгляд на правильное соотношение музыкальной формы и текста далеко ещё не установился. Большинство композиторов склоняется к системе Вагнера, придерживавшегося в своих позднейших операх речитатива и ариозного пения; меньшинство, не отрицая полезности этих форм, вводит в свои оперы также арии и ансамбли, то есть номера, имеющие определенную форму. Представителями последнего направления пользование речитативом, ариозо или округленными формами совершенно рационально ставится в зависимость от требования текста.

Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 в Венеции; ранее опера служила только для придворных развлечений. Первой большой оперой можно считать «Дафне» Пери, исполненную в 1597. Опера скоро распространилась по Италии, а затем и по остальным странам Европы. В Венеции со времени открытия публичных зрелищ в продолжение 65 лет появилось 7 театров; для них написано разными композиторами (числом до 40) 357 опер. Первыми оперными пионерами были: в Германии Шютц («Дафне», 1627), во Франции Камбер («La pastorale», 1647), в Англии Пурцель; в Испании первые оперы появились в начале XVIII стол.; в России Арайя первый написал «Цефал и Прокрис» на самостоятельный русский текст (1755). Первая русская опера, написанная в русских нравах — «Танюша или счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756).

Разновидности оперы: большая опера (opera seria — итал., tragédie lyrique, позднее grand-opéra — франц.), полукомическая (semiseria), комическая опера (opera-buffa — итал., opéra-comique — франц., Spieloper — нем.), романтическая опера, на романтический сюжет. В комической опере, немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьёзные оперы, в которые вставлен диалог, напр. «Фиделио» Бетховена, «Медея» Керубини, «Волшебный стрелок» Вебера. Отпрыском комической оперы следует считать оперетту, которая получила особенное распространение во второй половине XIX века.

Опера делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог. В состав оперы входят: солисты, хор, оркестр, военный оркестр, орган, в оперную музыку — речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д., из симфонических форм — увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка.


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).


Театр
драматический | оперный | музыкальный | балет | пантомима | оперетта | мюзикл | рок-опера | детский | кукольный | театр поэзии | театр танца | театр теней | театр зверей | театр абсурда | театр пародии | театр песни | театр эстрады | театр одного актёра

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home