Иконопочитание

Иконопочита́ниедогмат вселенской церкви, установленный на VII вселенском соборе.

Чествование икон и поклонение им, по учению собора, относится не к материалу иконы, не к дереву и краскам, а к тому, кто изображён на иконе, следовательно, не имеет характера идолопоклонства (см. Никейский собор).

Богословское обоснование иконопочитания сделал преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век).

Основная мысль иконопочитания: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз». Образ Личности (ипостаси) есть действительно (по действию-энергии) сама Личность, хотя и не тождественнен ей, и имеет иное естество (дерево и краски).

По сути, иконопочитание возможно по причине Воплощения Бога-Слова, воспринявшего плоть. Поэтому возможно изображение Бога и почитание святых изображений — икон. Святость людей возможна также лишь вследствие Воплощения, иконы святых и Богородицы почитаются по той же причине, что и икона Христа.

Догмат иконопочитания выковывается в полемике с иконоборцами, к которым в то время принадлежал император Византии.

Традиция иконопочитания чётко прослеживается с III века. До того в связи с гонениями евангельские смыслы изображались очень завуалировано и символично. Основным символическим изображением Христа был Агнец. После, Соборным решением запрещается использовать указующие, обычно ветхозаветные, символы (тот же Агнец), и рекомендуется изображать Христа и Богородицу явным образом.

Ссылки


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home