Парцифаль

Парцифаль (фр. Perceval, нем. Parzival, англ. Percyvelle) — герой куртуазного эпоса, образующего одну из ветвей сказания о короле Артуре и его рыцарях и входящего в цикл романов Круглого стола.

Содержание

Переложения

Важнейшими из обработок сюжета являются:

  • французский стихотворный роман «Perceval le Gallois, ou Le conte del Graal»
  • начатый, но не законченный Кретьеном де Труа [ум. ок. 1180] и продолженный поэтами XIII века Wauchier de Denain, Manessier и Gerbert de Montreuil
  • немецкая переработка сюжета — «Parzival» Вольфрама фон Эшенбаха [ок. 1210]
  • позднейшие прозаические французские романы XIII—XIV веков — «Perceval li Gallois» или «Perlesvaus»
  • среднеанглийская метрическая обработка XV века — «Sir Percyvelle of Galles»
  • один из валлийских, Мабиногион XIII века — «Peredur ар Efrawc».

Значительное число дошедших до нас рукописей и относящихся к той же эпохе переводов на другие европейские языки (голландский, исландский) свидетельствует об огромной популярности сюжета.

Описание классического сюжета

Уже в первой из дошедших до нас обработке — незаконченном «Сказании о Граале» Кретьена де Труа — роман представляет сложное многочленное фабульное целое, в котором соединяются две сюжетные линии:

  • первая — история «простеца» Парцифаля, воспитанного в лесном уединении, юноши, одаренного рыцарскими доблестями, но лишенного рыцарской куртуазии, переживающего ряд полукомических приключений и с трудом усваивающего «вежество» подлинного рыцаря
  • вторая — история поисков святого Грааля — загадочного талисмана, хранящегося в таинственном замке, с владетеля которого Парцифалю суждено снять заклятие, тяготеющее над ним.

Анализ

Именно эта последняя сюжетная линия, в которой скрещиваются элементы кельтских дохристианских мифов с мотивами христианской мистики, получает особое развитие в дальнейшей истории романа; уже у Вольфрама она используется для прославления организации рыцарских орденов (в первую очередь храмовников), в дальнейшем же эта часть сюжета получает самостоятельное развитие, сливаясь с апокрифической историей Иосифа Аримафейского и разрастаясь в огромный цикл романов о святом Граале (важнейшие обработки: уже упомянутый выше прозаический роман «Perceval li Gallois» XIII века, прозаический «Perceval» из коллекции A. Firmin-Didot, прозаическая же «Queste de St. Graal», «Le grand St. Graal» и позднейшие их переделки на различных европейских языках), в котором Парцифаль играет уже второстепенную роль или совсем уступает место рыцарю-аскету — девственному Галааду, сыну грешного, но величайшего из рыцарей — Ланцелота. В XIX веке историю Парцифаля драматизировал в своей одноименной музыкальной драме Рихард Вагнер.

Литератуpa о Парцифале огромна, совпадая в значительной своей части с литературой о всем цикле романов Круглого стола. Сложная структура сюжета Парцифаля при господствовавших в медиевистике методах исследования — филологическом и сравнительно-историческом — не могла не вызвать ожесточенных споров, основными пунктами которых являются: вопрос об источниках отдельных элементов сюжета, в особенности вопрос о первоначальном значении Грааля, вопрос о первоначальной форме сюжета (в частности о соотношении французских и немецких версий) и вопрос о месте зарождения сюжета.

Заключение

Как ни полезны эти изыскания для уяснения отдельных источников Парцифаля, в частности для уяснения взаимоотношения кельтских и французских, дохристианских и христианских элементов в его целом, они все же уводят нас от подлинных памятников с их сложным, актуальным для рыцарства XII—XIV веков содержанием в область схематических реконструкций. Засвидетельствованный цикл Парцифаля, с его сублимацией рыцарства как искупителя человечества, с его густым наслоением внецерковной, внеритуальной апокрифической мистики, с его пафосом аскезы, постепенно вытесняющим первоначально проникающее сюжетную линию Парцифаля более мирское прославление рыцарской куртуазии, ждет еще своей истории.

Библиография

Из огромной литературы вопроса приводятся только наиболее важные труды.

  • Birch-Hirschfeld A., Die Sage vom Gral, Lpz., 1877
  • Heinzel R.., Ueber die franz. Gralromane, Wien, 1891
  • Nutt A., Studies on the Legend of the Grail, L., 1888
  • Nutt A., The Legends of the Holy Grail, L., 1902
  • Weston J. L., The Legend of Sir Perceval, 2 vv., L., 1906—1909
  • Hertz W., Parzival von Wolfram von Eschenbach, Stuttgart, 1914 (комментарии)
  • Wechssler E., Die Sage vom heiligen Gral, Halle, 1902
  • Baist, Parzival u. der Gral, Freiburg, 1909
  • Staerk W., Ueber den Ursprung der Grallegende, Tübingen, 1903
  • Junk V., Gralsage u. Graldichtung des Mittelalters, Wien, 1912
  • Weston J. L., The Quest of the Holy Grail, v. I, L., 1913
  • Golther W., Parzival und der Gral in der Dichtung des Mittelalters und der Neuzeit, Stuttgart, 1925.

Ссылки

См. также


Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home