Дозаправка в воздухе

Дозапра́вка в во́здухе — операция передачи топлива с одного летательного аппарата на другой во время полета.

Содержание

История

С самого начала использования аэропланов возникло желание расширить их радиус действия за счёт передачи топлива в воздухе. Ещё в 1912 году были осуществлены первые попытки передать с одного самолёта на другой канистры с топливом. В виду высокой опасности и сложности манёвров, данный способ передачи топлива развития не получил.
Первые попытки передать топливо при помощи шланга с одного гидросамолёта на другой были произведены английскими военноморскими летчиками в 1917 году. Успешные попытки такого рода были осуществлены в 1920-х годах. В простейшем случае два медленно летящих самолета соединялись шлагом, по которому в заправляемый самолёт топливо перетекало под действием силы тяжести. В последствии топливо стали ускорять при помощи насосов.

Значение и применение

В настоящее время дозаправка топливом в воздухе применяется только на военных или военно-транспортных машинах.

  • Дозаправка топливом в воздухе позволяет существенно продлить время прибывания в воздухе и в некоторых случаях обеспечить самолёту неограниченную дальность полёта.
  • В виду того что максимальная взлётная масса самолёта ниже массы которой он может обладать набрав необходимую скорость и высоту, применение дозаправки в воздухе даёт самолёту возможность взлететь с минимальным количеством топлива и с максимальным количеством полезного груза, и в последствии набрав высоту и скорость получить недостающее топливо в полёте.

Системы дозаправки в воздухе

Шланг

Для заправки при помощи шланга, самолёт заправщик комплектуется одной или несколькими подвесными заправочными установками, расположенными на максимально возможном удалении друг от друга. Как правило два из них находятся под крыльями, за мотогондолами двигателей, а третий размещён в хвостовой части фюзеляжа. Каждая заправочная установка оснащена гибким шлангом длинной в несколько десятков метров. На конце шланга имеется так называемый конус или буй, внешне напоминающий воланчик, в основании которого находится вентиль, запирающий просвет шланга.
Заправляемый летательный аппарат в свою очередь оборудован приёмной штангой, которая в целях улучшения аэродинамики аппарата может быть сделана убирающейся в корпус.
Процесс заправки происходит следующим образом. Танкер разматывает шлаг и конус под напором воздуха расправляется из сложенного положения в своё рабочее состояние. Оба летательных аппарата сближаются друг с другом, причём заправщик летит прямо, с постоянной скоростью и неизменной высотой, а заправляемый занимает позицию сзади и немного снизу от танкера. Уравняв скорости и высоту пилот заправляемой машины, маневрирует таким образом, что бы попасть заправочной штангой в неуправляемый конус. После установления соединения, вентиль открывается и топливо поступает в баки заправляемого ЛА. По окончании заправки пилот уменьшает скорость и машины разъединяются.
Для облегчения навигации, стыковки и управления заправкой, самолёты заправщики зачастую оборудованы световой сигнализацией.
Данным способом можно заправлять как самолёты, так и вертолёты. В свою очередь, из-за компактности заправочных установок, заправщиком может выступать и достаточно небольшой самолёт, например палубный. Скорость перекачки топлива, в современных заправочных установках достигает 1500 литров в минуту.

Штанга

Данный способ осуществляется при помощи самолётов заправщиков, оборудованный заправочными штангами. Штанга представляет собой телескопическую трубу, длинной около 20 метров, закреплённую в хвостовой части заправщика. На штанге расположены маленькие крылышки, благодаря которым штанга, в выпущенном состоянии, с одной стороны не изменяет центровки танкера, а с другой стороны может перемещаться в пространстве.
Процесс заправки сходен с заправкой при помощи шланга, но есть и некоторые существенные отличия. Самолёты сближаются и выравнивают скорости. Заправляемый самолёт занимает позицию снизу и немного сзади заправщика. Затем оператор заправочной станции управляя крылышками на штанге, стыкует её с заправочной горловиной, которая расположена как правило за кабиной пилотов. После стыковки топливо под давлением подаётся в баки заправляемого самолёта.
Для облегчения навигации в тёмное время суток, современные танкеры имеют систему подсвечивающую область под собой, за исключением того места которое должен занять заправляемый самолёт. Таким образом пилоту необходимо держаться в затемнённой области под заправщиком.
В виду того что штанга достаточно велика, её устанавливают только на крупные самолёты заправщики. Современные заправочные установки позволяют перекачивать топливо со скоростью до 4500 литров в минуту. Поскольку такая скорость в целом велика, при помощи штанги заправляют не только лёгкие самолёты но и бомбардировщики, транспортные самолёты или другие самолёты заправщики.

Самолёты-заправщики

Самолёты заправщики как правило не разрабатываются сами по себе, а являются переделанными пассажирскими или транспортными самолётами. Так например самолёт-заправщик Ил-78М является переделанным военно-транспортным Ил-76 МД, на котором не устанавливается десантное и транспортное оборудование, отсутствует задний грузовой люк, установлены два дополнительных топливных бака в фюзеляже и три подвесных агрегата заправки, а место стрелка кормовой пушечной установки переоборудовано в место оператора заправки.
В тех случаях когда применение транспортных и пассажирских самолётов не возможно, в качестве самолетов-заправщиков используют другие типы самолётов. Например палубный самолёт-заправщик KS-3A является модификацией палубного противолодочного самолёта S-3 Викинг.
В ряде случаев самолёт может осуществлять функцию воздушного танкера не подвергаясь никаким модификациям. Таков например Су-24.
На самолёты советского/российского производства применяется только система заправки при помощи шланга. В то время как самолёты-заправщики стран НАТО как правило располагают обоими системами одновременно. Исключением являются только палубные самолёты, на которых применение штанги невозможно.
В настоящее время на вооружении ВВС России только два самолета способны служить танкером для дозаправки других самолетов в воздухе: самолёт-заправщик Ил-78 и фронтовой бомбардировщик Су-24

Некоторые факты

  • С 26 февраля по 3 марта 1949 американский самолет B-50 совершил первый в мире беспосадочный кругосветный перелет, занявший 94 часа 1 минуту. Это стало возможным благодаря трем дозаправкам в воздухе.
  • Особенностью американского самолёта-разведчика SR-71 Blackbird, является то, что топливо охлаждает обшивку, температура которой в полёте, в некотрых местах может достигать 430°С. В виду этого при более низкой температуре обшивка имеет щели, через которые топливо вытекает на взлетную полосу. Поэтому стандартная процедура использования этого самолета — заправка небольшого количества топлива, взлет и разогрев обшивки до рабочих температур из-за трения о воздух (при этом обшивка расширяется и щели исчезают), дозаправка в воздухе и полет на задание.
  • Американский самолёт заправщик КС-10, обладающих помимо дополнительных топливных баков грузовой кабиной, способен перевозить до 77 тон груза.
  • В настоящее время разрабатываются системы, которые позволят не только заправлять самолёт в воздухе, но и пополнять его боезапас.


 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home