Мормонизм

Святые последних дней
История
Первое видение
Образование церкви
Кризис преемника
История Церкви Иисуса Христа СПД
Священные тексты
Библия
Книга Мормона
Учение и заветы
Драгоценная жемчужина
Известные руководители
Джозеф Смит-младший · Оливер Каудери
Сидней Ригдон · Бригам Янг
Джозеф Смит III · Джеймс Стрэнг
Гордон Б. Хинкли
Основные верования
Бог и Иисус Христос · Вера · Покаяние
Крещение · Дар Святого Духа
Символы веры · Великое отступничество
Храмы · Многоженство мормонов
Войны
Мормонская война · Война в Юте
Легион Наву · Мормонский батальон
Деноминации
Церковь Иисуса Христа
Святых последних дней

Сообщество Христа
Бикертониты · Странгиты
см. также Церковь Иисуса Христа Святых последних дней


Эта статья или подраздел в данный момент редактируется пользователем Мартин Лютый.
Пожалуйста, не вносите изменений до тех пор, пока не исчезнет это объявление.
В противном случае могут возникнуть конфликты редактирования.

Мормонизм — обобщенное название религиозной субкультуры, возникшей в результате распространения и развития Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (ЦИХСПД, ЦСПД или СПД) , созданной в начале XIX века Джозефом Смитом.


Содержание


В наши дни мормонизм и Церковь Иисуса Христа Святых последних дней — не вполне тождественные понятия, потому что после смерти основателя от первоначального движения начали откалываться большие и малые секты, провозгляшающие себя хранителями истинного учения. Среди последних ниболее известны Сообщество Христа (ранее Реорганизованная Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, РСПД) и Фундаменталистская Церковь Иисуса Христа святых последних дней (крупнейшая ветвь мормонизма, до сих пор практикующая многоженство). В настоящей статье речь пойдет о взглядах и обычаях собственно Церкви Иисуса Христа Святых последних дней с центром в Солт-Лейк Сити, штат Юта.

В последние полвека среди мормонов значительно выросло число т. н. «номинальных мормонов» (Jack Mormons), родившихся в семьях членов церкви, но не разделяющих мормонские убеждения и не участвующих в жизни общины[1].

Большинство людей, относящих себя к числу мормонов, называют себя «святыми последних дней». Самоназвание «мормоны» сегодня распространено больше, чем в прежние времена, но некоторые по-прежнему протестуют против употребления терминов «мормон» и «мормонизм» в связи с тем, что когда-то эти слова имели негативную окраску.

Учение мормонов

Краеугольным камнем богословия мормонов является учение о «восстановлении», согласно которому вскоре после смерти первых апостолов Христа истинная Церковь исчезла с лица земли. Только через много столетий, в 1820 году, Бог избрал Джозефа Смита, чтобы через него восстановить истинное учение и истинную организацию церкви. После смерти Смита роль «пророка, провидца и носителя откровений» по очереди наследовали еще четырнадцать президентов церкви СПД.

Основные положения вероучения мормонов записаны в тринадцати «Символах веры». Следует отметить, что этот документ не дает полного представления о верованиях мормонов, и многие характерные учения СПД в него не включены.

Священное писание

  1. Тексты, которые церковь СПД признает в качестве священного писания, называются «Образцовыми трудами».
  2. Библия признается Божьим Словом настолько, наскольно она правильно переведена (8-й Символ Веры)[2]. Утверждается, что текст Библии был искажен нерадивыми и злонамеренными переводчиками и переписчиками, и ранние мормоны даже сомневались, «сохранился ли хотя бы один стих Библии в таком виде, чтобы сегодня иметь тот же смысл, что и оригинал»[3]. В то же время, ЦИХСПД отвергает «Вдохновленный перевод» Библии, сделанный самим Иосифом Смитом в 1833 году[4]. Единственным официально принятым к использованию церковью (но все равно искаженным) считается английский Перевод Короля Якова 1611 г[5].
  3. Книга Мормона называется «самой правильной книгой на земле». Считается, что при помощи этой книги «человек может приблизиться к Богу более, чем при помощи любой другой книги»[6]. Вера в истинность Книги Мормона является для мормонов необходимым условием спасения и основывается не столько на разумных фактах, сколько на сверхъестественном «свидетельстве», которое изначально носит очень субъективный характер.
  4. «Драгоценная жемчужина» и «Учение и заветы» суть также слова Бога.
  5. Любое откровение или официальное заявление, исходящее из уст пророка-президента церкви, также является частью вероучения и иногда включается в категорию священных текстов[7]. «Учение и заветы» содержит множество подобного рода откровений современных пророков.

Учение о Боге

  1. Христианское учение о Троице апостол СПД Брюс Мак-Конки назвал первой из семи величайших ересей христианства[8]. В учении самих мормонов Бог Отец, Иисус и Святой Дух изображаются как три разных Божественных существа (три Бога), имеющих разную природу и объединенных лишь в своем намерении[9]. При этом мормоны не признают обвинений в многобожии (троебожии) на том основании, что они, веруя в существование многих Богов, поклоняются одному лишь Отцу-Элогиму[10].
  2. Бог Отец и Иисус Христос имеют материальные, осязаемые тела «из плоти и костей»[11].
  3. Бог Отец, Элогим, некогда был обыкновенным человеком на другой планете, созданной одним из миллиардов богов, существующих во вселенной. Как и мы, Он прошел через школу земной жизни (грешил, каялся и учился делать правильные выборы), а после смерти в награду за послушание «вечному евангелию» обрел божественность.
  4. На небесах, до сотворения земли, Элогим и его целестиальная супруга (Небесная Мать) дали жизнь миллиардам духовных детей.

Иисус Христос

  1. Иисус Христос был первым из духовных детей, рожденных Элогимом и его супругой на небесах. Вторым был рожден Люцифер, впоследствии ставший сатаной. Таким образом, Иисус в самом буквальном смысле является нашим старшим братом.
  2. Иисус воплотился на земле от плотской связи Элогима с Марией. Ранние мормонские лидеры специально подчеркивали, что рождение Иисуса было «вполне естественным», и что «Иисус не был зачат Святым Духом».
  3. Ранние руководители мормонов утверждали, что Иисус был трижды женат, что свадьба в Кане Галилейской была Его собственной, и что у Него были дети. Часть этих учений, похоже восходит к масонской мифологии.
  4. После смерти Иисус воскрес и за свое послушание обрел божественность.
  5. В течение сорока дней после воскресения Иисус являлся ученикам на Американском континенте, возвещая им то же учение, что и апостолам-евреям немногим ранее.

Предземная жизнь, грехопадение и война на небесах

  1. Согласно некоторым высказываниям мормонских руководителей, Элогим не имел власти творить человеческие духи, поскольку они вечны и не имеют начала. Бог всего лишь облекал эти духи в духовные тела[12].
  2. Однако, согласно учению мормонов, люди не могли развиваться и становиться богами в доме своих Небесных Родителей, поэтому Бог сотворил землю, где люди должны были подвергнуться испытаниям и, используя свое право свободного выбора, достигнуть спасения и божественности.
  3. Учитывая все сказанное, грехопадение Адама было не столько преступлением, сколько благословением для людей, поскольку открыло им путь к «вечному прогрессу». Как метко выразился один из руковолителей мормонов, «Адам упал вверх» (Adam fell upwards). В Книге Мормона также сказано: «Адам пал, дабы человечество могло быть. А человечество есть, дабы иметь радость» [13].
  4. Перед тем, как сотворить мир, Элогим собрал «совет Богов», на котором Иисус и Люцифер по очереди представили свои варианты спасения людей, которые должны были отпасть от Бога. Боги предпочли вариант Иисуса. Тогда Люцифер взбунтовался и поднял мятеж, в который вовлек одну треть духов. Иисус с другой третью духов вступил с ним в битву и одержал победу. Духи, ставшие сторонниками Люцифера, навсегда лишены права обрести человеческое тело[14]. Те духи, которые не участвовали в битве, были наказаны на земле темным цветом кожи (поэтому долгое время негры в церкви СПД не имели священства). Самые же доблестные сподвижники Иисуса родились на земле в семьях мормонов.

Спасение

Спасение для мормонов — нечто большее, чем просто граница между вечной погибелью и вечной жизнью.


«Всех будет ожидать Общее Спасение в том смысле, в котором этот термин обычно используется, однако спасение, под которым следует понимать воскресение, — это не возвышение» [15].
  1. Мормоны верят, что благодать спасения, благодаря смерти Христа, была дарована всему человечеству. Однако под «спасением» здесь понимается всего лишь воскресение в день суда, после чего каждый человек получит воздаяние в зависимости от совершенных дел [16]. Таким образом, благодать является «необходимым, но недостаточным условием»[17].
  2. Истинное спасение, или возвышение, — это обретение божественности. Именно в том, чтобы стать Богом, и заключается цель жизни мормонов.
  3. Бог будет судить людей «по делам их и желаниям сердца» [18] — в зависимости от Его решения каждый человек будет помещен в одно из трех царств:
    • Царство телестиальное
    • Царство террестриальное
    • Царство целестиальное
  4. Только те, кто откровенно избрал сатану, а не Бога, будут приговорены к вечному аду.
  5. Несмотря на то что люди являются наследниками Адама и Евы, которые пали, чтобы человечество могло быть, только Адам и Ева будут отвечать перед Богом за нарушение запрета не вкушать запретный плод. Человек несёт ответственность только за свои собственные прегрешения и должен каяться.
  6. Крещение через погружение в воду для отпущения грехов, которое производит носитель священства Бога, необходимо для личного спасения.
  7. Младенцы, которые умерли не достигнув 8-летнего возраста (возраста, когда наступает ответственность за поступки), спасены без крещения. Точно так же те, кому уже исполнилось 8 лет, но кто в силу нарушений интеллектуального развития не может осознать свои прегрешения и покаяться, спасены без крещения.
  8. Для того чтобы получить вечную жизнь, человек должен хранить веру, каяться и прислушиваться к указаниям Бога. Среди дополнительных условий для получения спасения и возвышения, помимо обрядов крещения и конфирмации, — облечение и запечатывание (обряды, выполняемые во время церемонии церковного бракосочетания).

Посмертное существование

Мормоны, как правило, верят в то, что дух проходит, как минимум, четыре ступени бытия.

  1. Предземное существование в виде духовных детей Небесного Отца.
  2. Время испытаний и получения опыта на земле вне присутствия Бога (см. Духовная смерть).
  3. В духовном мире духи умерших находятся до своего воскресения. Там те, кто умер, не получив возможности принять восстановленное евангелие при жизни, могут узнать о нём от тех, кто принял его. Вот почему некоторые мормонские организации, в частности Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, практикуют крещение за умерших.
  4. После воскресения и Страшного суда большинство людей получат возможность жить в одном из «царств славы» (Небесном, Террестриальном или Телестиальном). Те, кто сознательно отверг Бога и бросил Ему вызов, в частности Сатана, станут Сынами погибели. Они не получат места в одном из царств славы и будут наказаны за то, что познав Бога, всё же избрали служение Сатане. Чаще всего о месте их пребывания говорится как о Внешней тьме.

Взаимоотношения с христианскими конфессиями и другими религиями

Мормоны верят в то, что

  1. Джозеф Смит-младший получил повеление Бога восстановить евангелие Иисуса Христа и вновь организовать церковь, существовавшую во времена новозаветных апостолов.
  2. Все прочие христианские церкви отошли от церкви Христа во времена Великого отступничества, но, тем не менее, сохранили большую часть истины.
  3. Только та церковь, что была организована (точнее, восстановлена, по мнению мормонов) Джозефом Смитом имеет власть священства проводить обряды, необходимые для спасения. В то же время многие другие конфессии, в том числе нехристианские, имеют право и возможность учить людей некоторым истинам.

Критика

Основная статья: Критика мормонизма


Мормонов часто критикуют по теологическим соображениям. Большинство христиан критикуют учение святых последних дней за его неортодоксальность, хотя святые последних дней прибегают к помощи Библии для поддержки своего учения и обычаев. Мормонизм также вызывает критику своими смелыми заявлениями, например о том, что власть действовать от имени Бога была утеряна в годы отступничества, а затем была снова дарована Джозефу Смиту.

Литература

  • Sydney E. Ahlstrom «A Religious History of the American People».
  • Richard Lyman Bushman «Joseph Smith: Rough Stone Rolling».
  • Fawn M. Brodie «No Man Knows My History: The Life of Joseph Smith the Mormon Prophet».
  • John Sorenson «An Ancient American Setting for the Book of Mormon».
  • Beckwith Francis J. et al. The New Mormon Challenge. — Grand Rapids, MI: Zondervan, 2002. 536 c. ISBN 0-310-23194-9
  • Abanes Richard. One Nation Under Gods: A History of the Mormon Church. — NY: Four Walls Eight Windows, 2002. ISBN 1-56858-219-6
  • Ostling Richard N., Ostling Joan K. Mormon America: The Power and the Promise. — HarperSanFrancisco, 1999. ISBN 0-06-066372-3

См. также

  • История движения святых последних дней
  • Список статей о мормонизме
  • Чернокожие и мормонизм
  • Апологетика мормонизма

Ссылки

Официальные сайты

Критика мормонизма

На русском языке

На английском языке

Прочие ссылки

Сноски

  1. http://www.mormonhaven.com/karen.htm
  2. Символы веры Церкви Иисуса Христа Святых последних дней
  3. Pratt, Orson. — Divine Authority of the Book of Mormon. — Pp. 45, 47.
  4. Ознакомиться с полным текстом перевода (на англ. языке) можно здесь.
  5. http://www.lightplanet.com/mormons/basic/bible/kjv_eom.htm
  6. Основы Евангелия. — Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, 1997. — С. 53.
  7. Основы Евангелия. — 1997 — с. 85.
  8. McConkie, Bruce R. The Seven Deadly Heresies (речь в университете BYU 1.06.1980).
  9. Ch. 7. The Holy Ghost // Gospel Principles.
  10. Следует заметить, что такую систему нельзя считать единобожием. Скорее, она является одной из форм генотеизма.
  11. Учение и Заветы 130:22.
  12. Larson, Stan. — The King Follett Discourse: A Newly Amalgamated Text // Brigham Young University Studies, 18 (Winter 1978). — P. 199.
  13. 2 Неф. 2:22-25. См. также Основы Евангелия — 1997 — с. 31—33.
  14. Основы Евангелия — 1997 — с. 17—19.
  15. Richards, Stephen L. — Contributions of Joseph Smith. — P. 5.
  16. McConkie, Bruce. — What Mormons Think of Christ. — P. 28.
  17. Millet, Robert L. — Joseph Smith and Modern Mormonism: Orthodoxy, Neoorthodoxy, Tension, and Tradition // Brigham Young University Studies, 29 (Summer 1989) — P. 63.
  18. Учение и заветы 137:9.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home