Алтимат фризби

Алтимат фризби — это командный неконтактный вид спорта с летающим диском («Фризби» или подобным). Игра ведётся двумя командами на прямоугольном поле с зонами в торцах. Цель — передать диск с помощью паса игроку своей команды, находящемуся в зоне противника.

Отличительной особенностью игры является отсутствие судей и наличие понятия Дух Игры.

Игра также часто называется алтиматом. В принципе, это более правильно, поскольку фризби, формально, является не общим названием летающих дисков, а товарным знаком компании «Wham-O». Однако, в настоящее время (2005 год), такие диски редко используются в играх, профессионалы предпочитают диски от Discraft.

Содержание

История игры

Первыми, кто начал играть в алтимат, были ученики школы Коламбия (Columbia High School). Изначально это был лишь способ приятного времяпрепровождения и только. Осенью 1967 года Джоэл Сильвер предложил сформировать команду фризбистов. Это предложение было одобрено, а затем отложено. Споры по поводу фризби продолжались долгое время, оставаясь при этом весьма несерьёзными. Однако, в 1968 году были организованы регулярные игры. Именно этот год и считается годом изобретения алтимата.

Первые правила позволяли бегать с диском и включали линии борьбы за диск и положения вне игры. Но со временем Сильвер, Хеллринг, и Хайнс начали изменять правила. Постепенно исключился бег с диском и положения вне игры, были установлены правила для защиты. Будучи не в состоянии удачно определить понятие нарушения, они вспомнили фразу одного игрока, смысл которой теперь определяет фол: «Фол — любое действие, достаточное для того, чтобы вызвать гнев твоего оппонента». Что в конечном итоге и выразилось в том, что сейчас называется Дух Игры.

История игры в России

Проникновение спорта в Россию началось с Санкт-Петербурга в 1989 году. Игру «завезли» канадские школьники, приехавшие по обмену. В Москве игра существует с 1996 года, в Великом Новгороде и Нижнем Новгороде с 1998.

Правила игры

Далее приведён общий обзор основных правила алтимата, полные правила смотри [здесь].

Цель

Цель игры — зарабатывать очки путём передачи диска с помощью паса игроку своей команды, находящемуся в зоне противника.

Команды

В алтимат играют две команды по 7 человек в каждой.

Размеры поля

Поле для игры имеет размер 64 на 37 метров. Зоны имеют размер 18 на 37 м.

Диск для игры

Для игры в алтимат используется диск диаметром 28 см и весом 175 грамм. Существует список производителей, чьи диски прошли необходимые тесты и разрешены регламентом Международной федерацией игр с летающим диском.

Наиболее часто используют диски Discraft UltraStar.

В 2005 году лицензию на использование в турнирах своих дисков получила компания Daredevil.

Игра

Ввод диска

Перед началом очередного розыгрыша команды выстраиваются по границе своей зоны. Диск находится у защищающейся команды. Когда обе команды готовы (сигналом является поднятая рука), диск вводится в игру игроком защищающейся команды. Нападающая команда должна либо перехватить диск в воздухе, либо дождаться того момента, когда диск коснётся земли. Если игрок атакующей команды коснётся диска в воздухе, но не поймает его, то диск переходит к защищающейся команде.

Передача диска

Игрок с диском не может перемещаться. Однако, если принимающий игрок двигается в момент приёма паса, то он может минимальное количество шагов для остановки и установить опорную ногу. Также принимающий может продолжать бежать и сделать передачу до третьего касания с землёй при условии, что он не меняет направления движения и не ускоряется в период владения диском.

После того, как игрок завладел диском, один игрок противоположной команды (защитник), находящийся на расстоянии не более трёх метров от владеющего диском, может начать счёт («Stall»). После этого игрок с диском имеет 10 секунд на то, чтобы отдать пас.

Игрок не может ловить свой же пас, если только диска в воздухе не коснётся игрок противоположной команды.

Очки

Очко засчитывается, если игрок, полностью находящийся в зоне соперника, ловит диск, брошенный ему товарищем по команде. При этом игрок должен осознавать, что он выиграл очко. Если он продолжает играть, то очко не засчитывается. Если игрок, поймавший диск в поле, вбежал в зону по инерции, то следующий бросок он осуществляет с линии зоны с точки, ближайшей к месту получения диска.

После засчитывания очка, команда, которая только что нападала, становится защищающейся. При этом собственной зоной становится та, которая только что была зоной противника. Таким образом, команды меняются сторонами после каждого очка.

Смена владения или потеря диска

Смена владения происходит при любом «неудачном» пасе. При этом защищающаяся команда немедленно становится атакующей. После смены владения атакующие должны вводить диск в игру с того места, где он впервые коснулся земли, или впервые покинул пределы поля. Потеря диска не приводит к остановке игры.

Потеря диска происходит, когда:

  • Игрок с диском роняет его или даёт пас, который никто не ловит, и диск падает на землю.
  • Защитник сбивает диск в воздухе.
  • Защитник ловит диск.
  • Защитник досчитал до 10 (то есть прошло 10 секунд с начала владения диском).
  • Игрок своей команды ловит диск в ауте (То есть он ловит диск и при этом хотя бы одной ногой находится в ауте. Если он ловит диск в прыжке и при этом успевает отдать пас до того как приземлится, то потери не происходит).

Остановка игры

Игра может быть остановлена по следующим причинам:

Фолы

Фол — это умышленный контакт между противниками. Фол может быть объявлен игроком, по отношению к которому он был совершён и должен быть объявлен громким выкриком слова «Фол» непосредственно после его совершения. Игрок, против которого объявили фол, может либо согласиться с этим (в этом случае, если его команда владела диском, происходит смена владения), либо нет (в этом случае игра переигрывается с того момента, когда был объявлен фол).

Кроме фолов существуют и другие нарушения, не связанные с физическим контактом, такие как пробежка (перемещения с диском), «double team» (более одного защитника закрывают игрока с диском), «pick» (препядствование движению игроков противоположной команды) и пр.

Таймауты

Игра останавливается, когда игрок с диском объявляет таймаут. Количество таймаутов у каждой команды оговаривается перед началом игры или определяется регламентом турнира.

Фриз

Любой игрок может объявить «Фриз». В этом случае игра останавливается. После возобновления игры все игроки должны находиться на тех же позициях, на которых были в момент объявления «фриза». «Фриз» обявляют, когда кто-нибудь из игроков получает травму или, например, игроку необходимо завязать шнурки.

Замены

Замена может быть произведена после засчитанного очка, либо во время таймаута из-за травмы. Если одна команды меняет травмированного игрока, то другая может поменять одного из игроков своей команды.

Судейство

В данной игре нет судей как таковых. Игроки сами являются судьями. При этом они несут ответственность, когда объявляют фол или аут и пр. Игроки должны сами решать все возникающие разногласия. Однако, в игре могут также присутсвовать наблюдатели, которые могут помогать игрокам решать вопросы судейства.

На турнирах во время игры обычно присутствуют скоркипер (человек, который следит за счётом) и таймкиперы (соответственно, следит за временем). Плюс также существует главный судья, который помогает решать спорные вопросы, связанные с регламентом турнира.

Дух Игры

Дух Игры (Spirit of the Game) является основным принципом алтимата. Коротко его можно обзначить, как «Уважение к сопернику — первостепенно». В отличие, например, от футбола моральные правила алтимата строго запрещают намеренные фолы и издёвки над противником. Подобное поведение может быть истолковано как отсутствие спортивного мастерства.

Кроме того, в алтимате отсутствует понятие штрафа. Предполагается, что никто не будет злонамеренно нарушать правила, поэтому существуют лишь лёгкие наказания за неумышленные нарушения. Как уже отмечалось, в алтимате каждый игрок ответственен за своё поведение на поле. Нет судей следящих за тем, чтобы каждый вёл себя «как взрослый», таким образом, ответственность за объявление фола лежит на каждом, а не только на пострадавшем. То есть можно, например, объявить фол самому себе (что не так уж и редко наблюдается). В алтимате не ставится цель победить любой ценой, важно, чтобы игра была честной и приносила удовольствие. Все это и является следствием основного принципа — Духа Игры.

Состояние спорта в России

В настоящий момент (2005 год) алтимат развит, в основном, лишь в 4х городах (вместе с областями): Санкт-Петербург, Москва, Великий Новгород и Нижний Новгород. Однако, несмотря на это, число поклоннков спорта растёт, регулярно проводятся соревнования, как российского, так и международного масштабов, например, Чемпионат России, «Лорд Новгород», «Московский фестиваль игр с летающим диском», «Пляжный экстаз в Нижнем» и др.

Смотри также

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home