Объединение регионов России

Объединение регионов России — политический и экономический процесс объединения двух или нескольких граничащих между собой и тесно экономически взаимосвязанных субъектов Российской Федерации, начавшийся в 2003 году при активной поддержке федерального центра. Процесс объединения регионов России в первую очередь затронул "сложносоставные" субъекты Российской Федерации — края и области с входящими в их состав автономными округами.

Содержание

Порядок объединения регионов

Порядок объединения регионов России (в более широком понимании — порядок образования в Российской Федерации нового субъекта, не связанного с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части) установлен Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» [1] с изменениями и дополнениями от 31 октября 2005 года [2].

Инициатива образования нового субъекта Российской Федерации (в том числе при объединении регионов) принадлежит заинтересованным субъектам Российской Федерации, на территории которых предполагается образовать новый субъект. Предложение об образовании нового субъекта Российской Федерации направляется Президенту России. Вопрос об образовании нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. В случае, если вопрос получил одобрение на референдумах всех заинтересованных субъектов Российской Федерации, Президент России вправе внести в Государственную Думу проект федерального конституционного закона об образовании нового субъекта Российской Федерации. В случае, если хотя бы в одном из субъектов Российской Федерации вопрос не был одобрен, повторный референдум может быть проведён не ранее, чем через год.

Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край

Объединение Пермской области и входящего в её состав Коми-Пермяцкого автономного округа — первый прецедент объединения регионов и изменения состава Российской Федерации после принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации.

В 2003 году органы государственной власти Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа обратились к Президенту России с предложением об объединении регионов, после чего и в области, и в округе начали работать инициативные группы, а после того, как они собрали необходимое число подписей, в обоих регионах были назначены референдумы. Референдум Пермской области и референдум Коми-Пермяцкого автономного округа были проведены 7 декабря 2003 года, одновременно с выборами депутатов Государственной Думы четвертого созыва. За объединение проголосовали 83,91 процента принявших участие в референдуме Пермской области [3] и 89,77 процентов принявших участие в референдуме Коми-Пермяцкого автономного округа [4].

По инициативе Президента России был принят Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» ([5]). Принятие закона ускорилось в связи с назначением в правительство и отставкой с должности губернатора Пермской области Ю. П. Трутнева. В закон впоследствии неоднократно вносились изменения ([6]), ([7]).

В соответствии с указанным законом новый субъект Российской Федерации — Пермский край — считается образованным с 1 декабря 2005 года, с этого же дня прекращают существование Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ, при этом в границах автономного округа создается административно-территориальная единица — Коми-Пермяцкий округ. В соответствии с поправками к закону Президент России должен был предложить кандидатуру губернатора Пермского края не позднее, чем за 35 дней до образования нового субъекта Российской Федерации, а выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края должны состояться 3 декабря 2006 года (до этого времени законодательные собрания Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа работают параллельно, решая вопросы компетенции Пермского края последовательным голосованием). Первым губернатором Пермского края назначен О. А. Чиркунов.

Объединение Красноярского края и входящих в его состав автономных округов

Идея объединения Красноярского края и входящих в его состав Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского обсуждалась ещё при губернаторе А. И. Лебеде, но тогда из-за разногласий в руководстве края и автономных округов эта идея оказалась неосуществимой.

Ситуация изменилась после избрания в 2002 году нового губернатора края А. Г. Хлопонина, который, будучи до этого губернатором Таймырского автономного округа, критиковал идею объединения, но после того, как стал губернатором края, стал её осторожным, а затем и активным сторонником.

В 2004 году органы государственной власти края и обоих автономных округов обратились к Президенту России с предложением об объединении всех трёх регионов и образовании нового субъекта Российской Федерации с сохранением прежнего названия — Красноярский край.

17 апреля 2005 проведены референдумы Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов по объединению регионов. По результатам референдума за объединение в Красноярском крае проголосовали 92,44 процентов от числа принявших участие [[8]], в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе — 69,95 процентов [9], в Эвенкийском автономном округе — 79,87 процентов [10].

По инициативе Президента России был принят Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» [11], в соответствии с которым новый субъект Российской Федерации — Красноярский край — считается образованным с 1 января 2007 года, при этом существующий Красноярский край и оба автономных округа прекращают существование, а в границах бывших автономных округов создаются административно-территориальные единицы с особым статусом. В соответствии с законом выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края проводятся 15 апреля 2007 года, а не позднее чем через 35 дней со дня формирования Законодательного Собрания в правомочном составе Президент России должен внести кандидатуру нового губернатора края.

Объединение Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край

В 2005 году органы государственной власти Камчатской области и Корякского автономного округа (территория которого формально входит в состав Камчатской области) обратились к Президенту России с предложением об объединении этих регионов и образовании нового субъекта Российской Федерации — Камчатского края. 23 октября 2005 проведены референдумы по объединению Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край. По результатам референдума за объединение проголосовали 84,99 % принявших участие в референдуме Камчатской области [12] и 89,04 % принявших участие в референдуме Коряского автономного округа [13]. По инициативе Президента России был принят Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» [14], в соответствии с которым новый субъект Российской Федерации — Камчатский край — считается образованным с 1 июля 2007 года, при этом Камчатская область и Корякский автономный округ прекращают существование, а в границах Корякского автономного округа создается административно-территориальная единица — Корякский округ. В соответствии с законом кандидатура Губернатора Камчатского края должна быть предложена не позднее чем за 35 дней до образования края, а Законодательное Собрание Камчатского края сформировано до 31 декабря 2007 года.

Объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа

В 2004 году, вскоре после проведения референдума об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, Законодательное Собрание Иркутской области обратилось к Президенту России с предложением об объединении с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом и образовании Прибайкальского края, однако тогда это предложение не было поддержано Думой Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Повторное обращение к органов государственной власти двух регионов с предложением об объединении последовало только в конце 2005 года. В связи с изменением в федеральном законодательстве объединительные референдумы назначены без сбора подписей и образования инициативных групп. 16 апреля 2006 проведены референдумы Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа об объединении регионов (наименование нового региона остается прежним — Иркутская область). 89,77 % принявших участие в референдуме Иркутской области [15] и 97,79 % принявших участие в референдуме Усть-Ордынского Бурятского автономного округа [16] проголосовали за объединение (особенностями этих референдумов были необычайно высокая активность избирателей и высокий процент досрочного голосования, видимый по итоговым данным). Предполагается, что Президентом России будет внесен законопроект об образовании нового субъекта Российской Федерации, который без каких-либо проблем будет принят Федеральным Собранием, и что объединение вступит в силу 1 января 2008 года.

Проекты объединения регионов, близкие к реализации

В настоящее время подготавливаются и близки к реализации планы по объединению ещё ряда регионов:

  • Читинская область и Агинский Бурятский АО. Предварительная работа по объединению начата на уровне властей регионов в апреле 2006 и должна быть завершена в течение 2006. Предполагается, что референдум пройдёт в марте 2007. Возможное название — Забайкальский край.
  • Архангельская область и Ненецкий автономный округ. Предварительная работа по объединению начата на уровне властей регионов в декабре 2005 и должна быть завершена в течение 2006. Предполагается, что референдум пройдёт в декабре 2007 или ранее. Возможное название — Поморский край.

Отдельные предложения по объединению регионов

Помимо легко проходящей реинтеграции малонаселённых и, как правило, дотационных автономных округов в края и области, в состав которых они входили во времена СССР-РСФСР, в регионах обсуждаются, но, как правило, встречают неприятие и противодействие со стороны крупных, самостоятельных и самобытных регионов (особенно республик, не желающих утрачивать свою государственность) вопросы о более крупных объединениях:

Общефедеральными институтами и политиками предлагаются ещё менее вероятно реализуемые радикальные комплексные проекты по перекраиванию административно-территориального деления России в 28 (или другое) количество губерний (в том числе с возможным предварительным дроблением некоторых упраздняемых регионов, например, Курганской области на части, передаваемые в Свердловскую, Челябинскую, Тюменскую области и т. п.)

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home