Глубина (Лукьяненко)

Глубина́ — название виртуальной реальности в фантастическом цикле Сергея Лукьяненко «Лабиринт отражений» — «Фальшивые зеркала» — «Прозрачные витражи». Первая книга цикла была написана в 1996 году на спор: автор взялся доказать А. Черткову возможность «киберпанка с человеческим лицом».

В узком смысле Глубина — это изменённое состояние сознания, индуцируемое движущимся гипнотическим изображением, генерируемым дип-программой. В таком состоянии всё происходящее на экране кажется реальным. Компьютерная графика кажется реальным изображением (все недостающие детали домысливаются), машинный перевод превращается подсознанием в связный и правильный текст, действия персонажа кажутся собственными, выстрелы в персонажа вызывают боль и т. д. Находящийся в Глубине прекрасно осознаёт, что он в виртуальной реальности, но не воспринимает происходящее вне компьютера (хотя реальные удары могут причинить боль).

По легенде книги, дип-программа (deep.exe) была написана украинским программистом Дмитрием Дибенко в состоянии наркотического опьянения и запущена им в сеть как генератор забавных картинок. Гипнотический эффект программы выявился лишь со временем. Позднее крупнейшие компьютерные корпорации скоординировали усилия и создали единое виртуальное Интернет-пространство, подобие мега-портала — Диптаун (Deeptown).

Глубина в широком смысле есть многопользовательское виртуальное пространство, рассчитанное на использование дип-программы; в первую очередь, Диптаун.

Содержание

Дайверы

Крайне небольшое число людей (вероятно, десятки или сотни) способно выходить из Глубины простым усилием воли. Эти люди называются дайверами (по аналогии с дайверами-подводниками, см. Дайвинг). Другой изначальной способностью дайверов является умение визуально отслеживать (буквально видеть в Глубине) уязвимые места защиты доступа к данным, что ставит их на одну ступень с сильнейшими хакерами и даёт возможность крупных заработков, связанных со взломами, хищением данных, проверкой систем безопасности и тому подобным. При этом дайверы зачастую относительно слабо разбираются в компьютерной технике, полагаясь в первую очередь на свои способности.

Дайверы — замкнутая тусовка с собственным кодексом. Дайверы считают делом чести спасать заигравшихся и отключивших аварийный таймер пользователей и зачастую работают в специально предназначенных для этого службах спасения. Своё дайверство они не афишируют, свою реальную личность раскрывают с крайней неохотой, зачастую как знак абсолютного доверия товарищу. Могущественные в Глубине, в жизни дайверы — обычные, незащищённые люди.

Технические особенности

Около 7 % населения не подвержены гипновоздействию дип-программы.

Мощный толчок получила индустрия виртуальных шлемов и костюмов. Хотя войти в Глубину можно и с простым монитором, это, по-видимому, увеличивает нагрузку на мозг пользователя.

В Глубине невозможно моментально прыгнуть из одного места в другое. Это объясняется необходимостью загрузки данных места прибытия (чем быстрее сетевое соединение, тем быстрее путешествие). Принятая в Диптауне (и других виртуальных пространствах) физика, максимально приближённая к земной, не позволяет полёты по воздуху и т. п. Передвижение по Диптауну платно и осуществляется с помощью такси компании «Дип-проводник». Таксисты являются программами. В первой книге цикла частный транспорт был запрещён, но он появляется во второй, как и коммерческие грузоперевозки.

Тело в Глубине в принципе может быть любым. Нечеловеческие тела в публичных местах запрещены. Тела знаменитых спортсменов, актёров/актрис и т. д. считаются дурным тоном и вызывают насмешки. В Windows входит «Биоконструктор» — стандартная базовая программа создания тел, а также стандартные тела.

Застрявший в Глубине может погибнуть (например, от жажды). Поэтому, кроме команды выхода, существует и программный предел: не более чем через 24 часа компьютер выходит из Глубины. Хакеры, однако, умеют увеличивать или вообще отменять этот предел. Людей, находящихся в Глубине слишком долго, находят и спасают специальные службы.

Многие странности технической стороны Глубины связаны с тем, что во время написания первой книги цикла автор был знаком с Интернетом только понаслышке, будучи завсегдатаем сети ФИДО.

Жизнь в Глубине

Население Диптауна составляет (через 5 лет после создания дип-программы) около 25 миллионов человек. Посещение Диптауна является относительно дорогостоящим удовольствием, плата осуществляется повремённо.

В Глубине, помимо прочего, представлены:

  • Компьютерные игры. Одна из них, «Лабиринт Смерти», вариация Doom II, является главным местом событий в первом томе — и существенным элементом сюжета во втором.
  • Ролевые игры.
  • Бары. Часть напитков в барах — платные, причём кока-кола стоит столько же, сколько и в реальности, «и её покупают». Однако многие напитки стоят значительно дешевле, чем в реальной жизни. От алкогольных напитков в Глубине пьянеют, если хоть раз пьянели в реальности, и опьянение остаётся даже после выхода из Глубины, может быть и похмелье. [1]
  • Публичные дома, где дозволено всё, вплоть до педофилии и убийств.
  • Форумы-эхи, регулируемые модераторами с плюсомётами наперевес.
  • Полицейские (у которых, как и положено, есть полицейские бляхи).
  • Отделения всех сколько-нибудь крупных фирм (которые зачастую экономят на реальных помещениях, заставляя офисных сотрудников работать в Глубине).

Большую роль в жизни Диптауна играют хакеры. Написание вирусов с определёнными ограничениями (в частности, вирус не должен размножаться), разрешено Московской Конвенцией.

Спамеры в Глубине представляют собой «идиотически восторженных» молодых людей и девушек, сующих прохожим листовки. С тех пор, как назначили премию за убийство спамеров, их почти не осталось. На одной из площадей Диптауна стоит Памятник Последнему Спамеру.

Существует Медаль Вседозволенности, разрешающая любые действия в Глубине. Обладателем такой медали является создатель Глубины Дмитрий Дибенко. По-видимому, он является единственным её обладателем.

Вопрос о возрасте в Глубине считается неприличным. Многие уважаемые посетители Глубины (в том числе многие дайверы) являются подростками.

Книги

Примечания

  1. «Похмелье может случиться, организм его придумает, но хоть печень не пострадает» — Фальшивые зеркала, часть 1, 10

Ссылки

  • Deeptown project — проект, посвящённый созданию виртуальной реальности, «Глубины»
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home