Мелец М-15 Белфегор

Мелец М-15реактивный сельскохозяйственный самолёт, разработанный и производившийся в Польше в 1970-е годы по заказу СССР. Он остаётся единственным реактивным сельскохозяйственным самолётом и единственным реактивным бипланом. За свой очень странный вид получил прозвище "Белфегор". Произведено около 120 штук.

Разработка

1 марта 1971 между советским и польским правительствами было заключено соглашение о разработке и производстве разных изделий, в том числе сельскохозяйственного самолёта, лёгких вертолётов и гидропланов.

2 декабря 1971 было подписано соглашение о разработке и производстве 3000 самолётов. Разработка началась тогда же.

Концепция

Разработчики самолёта пошли особым путём, чтобы добиться эффективного распыления химикатов.

Химикаты, стекая сами по себе по трубкам из баков, рассеиваются плохо. В самолётах, опыляющих поля, используются специальные распылители, берущие мощность от двигателя самолёта либо через механические приводы, либо от бортового электрогенератора. И механическая трансмиссия, и электродвигатель увеличивают вес и имеют механические потери мощности.

Конструкторы М-15 решили использовать для распыления отбираемый из двигателя сжатый воздух, таким образом избавившись от лишнего веса. Однако сельскохозяйственные самолёты работают на низких скоростях (рабочая скорость М-15 - 180 км/ч), на которых турбореактивный двигатель малоэффективен, и сам двигатель Ивченко АИ-25 отличается повышенным потреблением топлива.

Самолёт сделан бипланом, чтобы уменьшить рабочую, взлётную скорости, скорость сваливания. Баки вынесены на крылья, чтобы снизить скручивающий момент у корней крыльев. При этом хвост пришлось сделать большим, чтобы компенсировать момент инерции, и поднять высоко - чтобы вынести из "грязного" потока воздуха, остающегося за фюзеляжем и баками.

Ссылки

M-15 Белфегор на сайте Airwar.ru

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home