Гулиа, Нурбей Владимирович

Гулиа, Нурбей Владимирович (р. 1939, Тбилиси) — российский инженер и ученый. Профессор Московского государственного индустриального университета, заведующий кафедрой «Детали машин». Известен как изобретатель супермаховика, а также другими своими изобретениями в области рекуперации механической энергии и перспективных трансмиссий. Популяризатор науки и техники.

Содержание

Биография

Нурбей Гулиа родился в 1939 году в Тбилиси. Высшее образование он получил в Политехническом институте. Первое изобретение, сделанное еще в 1961 году касалось автомата для изготовления папирос. Затем область интересов молодого ученого определилась: вариаторы, трансмиссии и другие средства сохранения и преобразования энергии. В 1964 году Гулиа подает заявку на изобретение первого супермаховика. Этот накопитель механической энергии, в отличии от предыдущих, был выполнен не сплошным, а состоял из намотанных на барабан многих тысяч витков стальной ленты. Высокая устойчивость на разрыв позволяет запасать в нём до 80-130 ватт-часов на килограмм массы. В дальнейшем Гулиа работал в Тольятти во время строительства автозавода, а позднее, в 1971 году, возглавил кафедру теоретической механики в политехническом институте Курска.

В 1973 году Нурбей Гулиа защищает в Московском автомобильно-дорожном институте докторскую диссертацию на тему: «Динамическое аккумулирование и рекуперирование механической энергетики для целей транспорта». С 1977 он работает в Московском государственном индустриальном университете сначала профессором кафедры «Автомобили и двигатели», а затем заведующим кафедрой «Детали машин». Сфера его научных интересов не изменилась: это по-прежнему перспективные изобретения в автомобилестроении, в частности, инерционные аккумуляторы механической энергии и вариаторы.

За свою жизнь Нурбей Владимирович Гулиа написал около 20 монографий и 200 научных статей, получил 250 патентов и авторских свидетельств на изобретения. Среди его учеников есть два доктора и несколько кандидатов наук.

Наука и изобретения

Все изобретения Нурбея Владимировича Гулиа так или иначе связаны с энергией. Человечество живет очень неэффективно — КПД современного бензинового двигателя всего 25-30 %, дизельного — около 40 %. Это значит, что больше половины энергии, запасенной в ископаемом топливе тратится бесцельно — в основном, рассеивается в виде тепла. Нурбей Гулиа задался целью разработать технологию, которая позволяет легко запасать и отдавать энергию, обладая при этом высоким КПД.


И я решил изобрести этакую «энергетическую капсулу», которую можно было бы «заряжать» энергией, а затем использовать как бензобак. В отличие от бензобака, в моей «капсуле» должна накапливаться исключительно безвредная для человека энергия. И не так мало, как в автомобильных аккумуляторах, а столько, сколько, например, в том же бензобаке. Ведь не секрет, что тяжелый автомобильный аккумулятор содержит в себе энергии не больше, чем в рюмке бензина…


Начиная с изобретения супермаховика в 1964 году, Нурбей Гулиа последовательно двигался к этой цели. Супермаховик здесь запасает энергию, супервариатор — эффективно передает энергию на движитель. Если совместить всё это в одном автомобиле получится удивительное средство транспорта: по расчетам,


если из такого материала (карбоновое нановолокно) навить супермаховик, то его удельная энергия достигнет 1 Мвт*ч/кг, или в тысячи раз больше, чем у самых перспективных аккумуляторов! Это значит, что на таком накопителе массой в 150 кг легковой автомобиль сможет пройти с одной зарядки свыше 2 миллионов километров — больше, чем способно выдержать шасси. То есть теоретически уже сейчас можно создавать автомобили, которые в течение всего срока службы не требовали бы никакого топлива.


Библиография

  • Инерционные аккумуляторы энергии. Воронеж, ВГУ, 1973. (Это первая в мире монография по маховичным накопителям.)
  • Инерционные двигатели для автомобилей. Москва, «Транспорт», 1974.
  • В поисках «энергетической капсулы». М.: Детская литература, 1984. (Несколько переизданий, готовится следующее.)

Последние работы

  • Новая концепция автомобиля и электробуса. «Автомобильная промышленность», № 2, 2000.
  • Вариоколесо и его перспективы для автомобилей. «Наука и техника», 2000.
  • Супермаховики — из суперкарбона! «Изобретатель и рационализатор», 12(672), 2005.
  • Супервариатор — перспективная бесступенчатая коробка передач для автомобилей. 2004.
  • Супермаховик и супервариатор для суперавтомобиля. «Популярная механика», 2006.

Смотри также

Ссылки

Ссылки на последние работы

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home