Корнель, Пьер

Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

Пьер Корнель (фр. Pierre Corneille) (6 июня 1606, Руан — 1 октября 1684, Париж) — знаменитый французский драматург, «отец французской трагедии».

Cын чиновника; детство провел в деревне, учился в иезуитской школе, потом изучал право и получил место прокурора, очень мало, однако, интересуясь служебной карьерой. В 1629 г. он поставил свою первую пьесу — комедию «Mélite», которая навлекла на себя характерный упрек в «слишком большой простоте плана и естественности языка». За ней последовал ряд комедий, загроможденных, по тогдашнему обычаю, разными инцидентами: «Clitandre ou l’Innocence persécutée» (1632), трагикомедия, одно резюме которой у Корнеля занимает 8 страниц; «La Veuve ou le Traître puni» (1633), основанная на недоразумениях и лживых признаниях; «La Galerie du Palais», «La Suivante», «La Place Royale». Этими комедиями в духе времени Корнель создал себе положение и расположил к себе Ришелье. С 1635 г. К. пишет трагедии, сначала подражая Сенеке; к числу этих первых, довольно слабых попыток принадлежит «Médée». Затем, вдохновившись испанским театром, он написал «L’Illusion Comique» (1636), тяжеловесный фарс, главное лицо которого — испанский матамор. В конце 1636 г. появилась другая трагедия Корнеля, составляющая эпоху в истории французского театра: это был «Cid», сразу признанный шедевром; создалась даже пословица: «beau comme le Cid». Париж, а за ним вся Франция продолжали «смотреть на Сида глазами Шимены». даже после того, как парижская академия осудила эту трагедию, в «Sentiments de l’Académie sur le Cid»: автор этой критики, Шаплен (см.), находил выбор сюжета трагедии неудачным, развязку — неудовлетворительной, стиль — лишённым достоинства. Апогей творчества Корнеля — «Horace» (1640), «Cinna» (1640) и «Polyeucte». К тому же времени относится женитьба Корнеля на Marie de Lamprière, разгар его светской жизни, постоянные сношения с отелем Рамбулье. Одна за другой появлялись его прекрасная комедия «Le Menteur» и гораздо более слабые трагедии «Pompée», «Rodogune», «Théodore, vierge et martyre», «Héraclius». В 1647 г. К. избран был членом французской академии. Появившиеся после того пьесы «Andromède», «Don Sanche d’Aragon», «Nicomède» принадлежат, за исключением последней, к более слабым его произведениям.

Начиная с 1651 г. Корнель поддался влиянию своих друзей-иезуитов, пытавшихся отвлечь своего бывшего воспитанника от театра. Корнель занялся религиозной поэзией, как бы для искупления своего светского творчества прежних лет, и напечатал вскоре стихотворный перевод «Imitation de Jésus Christ». Перевод этот, очень посредственный в литературном отношении, имел огромный успех и выдержал в 20 лет 130 изданий. За ним последовало несколько других переводов, сделанных также под влиянием иезуитов: панегирики Деве Марии, псалмы и т. д. Для театра Корнель написал еще «Pertharite», «Sertorius», «Oedipe», «Sophonisbe», «Othon», «Agésilas», «Attila», «Tite et Bérénice», «Pulchérie», «Surena» и др., но все эти произведения стареющего драматурга имеют очень мало достоинств. Последние годы жизни Корнель провел очень уединённо и был в крайне стесненных обстоятельствах. Только благодаря хлопотам друга его, Буало, Корнелю назначена была маленькая пенсия.

Значение Корнеля для французского театра заключается прежде всего к создании национальной трагедии. До него театр был рабским подражанием латинской драме Сенеки, и даже такие талантливые предшественники Корнеля, как Гарди, Гарнье, Ротру и другие, не сумели сломить рамок условности, превращавшей трагедию в мертвую, сухую декламацию. Корнель первый оживил французскую драму, привив ей испанский элемент движения и силы страсти; с другой стороны, он возобновил традиции классической драмы в изображении страстей, глубоко человечных по своему существу, но стоящих выше обыденной жизни по своей силе.

Про творчество Корнеля и его преемника Расина некоторые критики говорят, что «Корнель рисует людей такими, как они должны были бы быть, а Расин — такими, каковы они в действительности». Корнель изображает идеальное человечество, героев с непреклонной волей в исполнении самого сурового долга, и если это и придает некоторую сухость его трагедиям, то она возмещается жизненностью трагических конфликтов, изображаемых поэтом. Корнель исходит из аристотелевского принципа, что трагедия должна воспроизводить важные события, что в ней должны действовать сильные люди, душевные конфликты которых приводит к роковым последствиям. Но вместе с тем он помнит, что душу зрителя трогают только бедствия, вытекающие из свойственных ему самому страстей. Эти принципы Корнель излагает в своих теоретических рассуждениях, то есть в предисловиях к трагедиям и в «Discours sur le poème dramatique», и воплощает в лучших своих трагедиях. Все они проникнуты вечной борьбой долга и чувства, любовь противопоставляется долгу по отношению к родителям, патриотизм — семейным привязанностям, великодушие — внушениям государственной политики, преданность религиозной идее — увлечениям личного чувства и т. д. Только в «Сиде» победа остается на стороне любви, вносящей гармонию в разъединенные долгом души. В «Horace» первенствующее значение и окончательная победа принадлежат патриотизму; Корнеле достигает высшего пафоса в изображении римского гражданина, старика Горация, предпочитающего смерть сына его позору, ставящего государство выше семьи. В «Polyeucte» замечательна трагическая фигура мученика, внезапно осененного благодатью веры и находящего в ней силу стать выше земных привязанностей. Могучий стих Корнеля, по пластичности, выразительности и силе — единственный в своем роде. Умение заключить в одной фразе, в одном обороте речи отражение цельной человеческой души составляет характерную черту Корнеля. Знаменитое «Qu’il mourût!» старика Горация, в ответ на вопрос, что мог сделать его сын, оказавшийся лицом к лицу с тремя противниками; поразительный контраст между словами Горация: «Albe vous a nommé — je ne vous connais plus» и ответом Куриация: «je vous connais encore» — всё это и многое другое носит на себе печать истинной гениальности. Трагедии Корнеля не свободны, однако, от крупных недостатков (см. Классицизм); замечательна также неровность его таланта. Эпитет «великого классика» Корнель заслуживает, в сущности, только четырьмя лучшими своими трагедиями.

Библиография изданий сочинений Корнеля и литературы о нем наиболее полна у Picot, «Bibliographie cornélienne» (П. 1875). Главнейшие сочинения о Корнеле: Fontenelle, «Vie de Corneille» (изд. 1685, 1729, 1742); abbé Goujel, «Bibliothèque française» (т. XVIII); Guizot, «Corneille»; Taschereau, «Histoire de la vie et des ouvrages de Pierre Corneille»; Bouquet, «Points obscurs de la vie de Сorneille»; Е. Desjardins, «Le grand Сorneille historien»; J. Levallois, «Corneille inconnu» (П., 1876). Пьесы Корнеля переведены на русский яз.: Я. Б. Княжниным, «Сид» (СПб. 1779); «Смерть Помпея» (СПб. 1779); «Цинна или Августово милосердие» (СПб. 1779); «Родогуна» (М. 1788) и Е. Барышевым, «Сид» (СПб. 1881) и «Родогонда» (СПб. 1881).


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home