Антисемитизм

Антисемитизм — идеология враждебного отношения к евреям как к этнической или религиозной группе, проявляющаяся в преследовании, унижении, насилии, нагнетании вражды и неприязни, дискриминации и нанесении ущерба по отношению к личности, общественной группе или части населения, по признаку принадлежности к еврейскому народу или из-за еврейского этнического происхождения и/или религиозной принадлежности к иудаизму. Неприязнь и отвращение к евреям — юдофобия, разновидность ксенофобии.

Содержание

Терминология

Слово «антисемитизм» было впервые употреблено немецким публицистом Вильгельмом Марром(англ.) в XIX в. его памфлете «Победа германизма над еврейством». Термин объясняется расистскими представлениями о биологической несовместимости европейцев, фигурировавших у первых идеологов расового антисемитизма как "германская" или "арийская" раса, и евреев как представителей "семитской расы"; с тех пор он обозначает именно вражду к евреям, несмотря на попытки, исходя из этимологии, распространить термин на арабов, ввиду того что они также говорят на языке семитской семьи (Эдвард Саид и др.).

Под антисемитизмом понимают несколько различных явлений, связанных с проявлением вражды к евреям:

  • Религиозный антисемитизм. Самый древний вид антисемитизма: был изначально присущ христианской традиции и, отчасти, был свойственен уже античному взгляду на евреев. Предполагает ненависть к евреям как носителям иудаизма; евреи по происхождению, перешедшие в другую религию, предметом его ненависти уже не являются.
  • Расовый антисемитизм, возникший в XIX в. Его можно назвать "классическим": именно с ним связано возникновение самого понятия "антисемитизм", и именно его результатом было самое яркое проявление антисемтизма - Холокост. В отличие от предыдущего, рассматривает евреев как прирожденных носителей неких биологически ущербных признаков, а потому не только не признает ассимилированных евреев, но и считает их наиболее опасными, так как они вносят "порчу" в здоровое тело нации и пытаются тайно захватить власть над ней.
  • "Новый антисемитизм" (термин оспаривается). Как правило склонен именовать себя "антисионизмом" и представляет собой ненависть к национальным устремлениям евреев, прежде всего к сионизму и государству Израиль. Грань между (недопустимым) антисемитизмом и критикой сионизма и политики Израиля, допустимой, как и критика любой идеологии и политики - действительно часто бывает трудноуловима и еще более трудно доказуема, что позволяет, с одной стороны, оправдывать антисемитизм как "критику израильской политики", а с другой, дискредитировать любую критику Израиля как проявление антисемитизма. Отсчёт "нового антисемитизма" ведут от создания Государства Израиль, первой арабо-израильской войны и "дела врачей" в СССР. "Новый антисемитизм" исповедуется одновременно крайне правыми, крайне левыми и исламистами и замешан на идеологиях антиимпериализма, антиколониализма, антиглобализма и т.д., рассматривая евреев-сионизм-Израиль как носителей всего того, что вызывает его неприятие в современной цивилизации. Всплеск "нового антисемитизма" в Европе приходится на 2000-е годы, после начала Второй Интифады и событий, последовавших за атакой 11 сентября.
  • Популярно также понятие "бытовой антисемитизм", что, как явствует из самого понятия, не является идеологией, но представляет собой бытовое неприятие евреев, замешанное на предрассудках и ксенофобии.

В 2005 г. ООН приняла специальную резолюцию против антисемитизма, а Европейский Союз провёл в 2005 и 2006 гг. ряд мер, для борьбы с антисемитизмом в Европе.


Возникновение антисемитизма

Юдофобия могла появиться не раньше, чем появились сами евреи. Обычно считается, что евреи — это потомки Авраама, но, на самом деле, если исходить из этимологии слова «еврей», то народ этот существовал ещё до Авраама. Слово «еврей» происходит от имени одного из доавраамовых патриархов — Евера, что дословно в переводе с иврита на русский означает «перешедший за реку». Со времён Евера, евреями назывался народ, «перешедший за реку», и обособившийся от остального мира.

По наиболее распространённому мнению, юдофобия в древнем мире была вызвана этим обособлением, проявлявшимся в осознании евреями своего избрания Богом и отделённости от других народов. Именно из этого самосознания и религиозной ментальности родилась не только еврейская религиозная исключительность, но и те социальные и психологические отличия еврейства от других народов, вызывавшие к нему неприязненное отношение неевреев. Собственно, и в начале XXI века кастовость еврейской общины служит основным фактором, раздражающим внешний мир и служащим питательной средой антисемитизма.

Сравнительно (с изложенными выше представлениями) свежий список литературы о причинах возникновения антисемитизма - см. линк 5 в списке литературы к статье, внизу.

Антисемитизм в древности

Таким образом, корни антисемитизма находятся в дохристианском мире. Антисемитизм возник и развился в мире античного язычества, особенно в таком его центре, как Александрия, примерно около III—IV вв. до н. э. Первоначальными его распространителями были египетские литераторы этого периода, обвинявшие евреев в различных злонамеренных делах. Мотивы обвинений были и религиозные, и экономические, и политические. Первым теоретиком антисемитизма следует считать египетского жреца Манефона, жившего при Птолемее II Филадельфе (285—246). В его повествовании об исходе евреев из Египта, евреи представлены как «нечистые»; по Менефону, они были высланы из Египта для умилостивления богов, но позже, объединившись с пастухами (гиксосами), они завоёвывают Египет, грабят его, оскверняют храмы и т. д. Вслед за Менефоном, Мнасей Патрский, ученик Эратосфена, впервые пустил в ход столь распространённую потом легенду о том, что иудеи поклоняются в своём храме золотой ослиной голове.

Эти выступления ещё единичны и не ведут ни к каким практическим результатам. Наоборот, известно, что в царствования Птолемея II Филадельфа и Птолемея III Эверегета число евреев в Александрии растёт. Активно идёт эллинизация иудейства.

Этот процесс прерывается в царствование Антиоха IV Епифана (175—164 гг. до н. э.). В 169 г. Антиох вторгается в Иерусалим, разоряет и оскверняет храм, а затем превращает его в святилище Зевса Олимпийского. Это ведёт к восстанию евреев под предводительством Иуды Маккавея.

В 38 г. до н. э. в Александрии произошёл еврейский погром. Выступления против евреев в I в. до н. э. — и в I в. н. э. вспыхивали также и на острове Родос, в Риме, Сирии и Палестине — в местах, связанных с зарождением христианства, с начальным этапом его истории. Для образованного язычника тех времён не было никакой разницы между евреями и христианами. Даже когда их начали различать, против христиан стали выдвигать точно такие же обвинения, как и против евреев. Христианскую церковь, христиан обвиняли в ненависти ко всему роду человеческому, в совершении отвратительных ритуалов. Христиане, утверждали их противники, предаются всяческому разврату и кровосмесительству, почитают голову осла, практикуют ритуальные убийства. Именно в этом язычники ранее обвиняли евреев. В связи с распространением христианства, некоторые античные авторы начинают проявлять симпатию к евреям. Власти Римской империи предпринимают преследования христиан, оставляя в покое иудеев, и даже освобождают их от обязательного принесения жертв языческим богам и смотрят сквозь пальцы на их религиозный культ.

Антииудаизм раннего христианства

Одновременно возникает и враждебное отношение иудеев к иудохристианам, особенно среди их храмовой и политической элиты. Христианские источники сообщают про изгнание из Иерусалима изгоняют иудохристиан из Иерусалима, в том числе Петра-апостола ; казнят как еретиков: первомученика Стефана, Иакова, брата Иисуса и Иакова-апостола, Варнаву, бичевание Апостол Павел. Аресты иудохристиан, угрозы смертью, доносы на них римским властям — свидетельство этой вражды.

С другой стороны, молодая христианская церковь, ведущая своё происхождение от еврейской синагоги и постоянно для своей легитимации в ней нуждающаяся, начинает инкриминировать старозаветным иудеям те самые «преступления», на основании которых некогда языческие власти преследовали христиан. Конфликт этот существовал уже в I в. н. э., о чем есть свидетельства в Новом Завете.

До конца III- начала IV века иудеи и христиане по большей части видели себя, как одну религию. Христинаство приняло текст иудайской масоретской Библии, законченной и канонизированной в III веке. Евреи укрывали спасающихся от преследований христиан в синагогах, хоронили тела христианских мучеников на своих кладбищах.

Этапными в разделении христиан и евреев являются две даты. Прежде всего это 6670-е годы после Рождества Христова, годы I Иудейской войны, закончившейся разрушением Иерусалима римлянами. Для иудейских зелотов христиане, покинувшие город перед его осадой римскими войсками, стали не только религиозными отступниками, но и изменниками своего народа. Христиане же увидели в разрушении Иерусалимского Храма исполнение пророчества Иисуса (Лк. 13: 34—35 и Мф. 23: 37—39) и указание на то, что отныне именно они являются истинными сынами Завета.

Следующий важный этап — это совершившийся около 80 года акт внесения Синедрионом в Явне в текст известной еврейской молитвы «Восемнадцать благословений» дополнения — проклятия (анафема) доносчикам и отступникам («Малшиним»). Иудохристиане были отлучены от иудейской общины. Однако многие христиане продолжали верить, что еврейский народ признает Иисуса Христа Мессией.

Сильный удар этим надеждам нанесло признание около 132 г. многими влиятельными еврейскими деятелями руководителя последнего национально-освободительного антиримского восстания Бар Кохбы — Мессией. Но не это событие, разумеется, стало причиной все нарастающего, начиная со II в., христианского антииудаизма (особенно в этом отношении характерны Послания Варнавы, Мелитона Сардского, а позднее некоторые места из творений Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского и нек.др.).

Спецификой христианского антииудаизма — прямого наследия языческого антисемитизма — стало повторяющееся с самого начала его существования обвинение евреев в Богоубийстве. Назывались и другие их «преступления» — упорное и злонамеренное отвержение ими Христа и его учения, образ и стиль жизни, вызывающий тревогу и беспокойство Церкви, профанация Святого Причастия, отравление колодцев, ритуальные убийства, создание прямой угрозы для духовной и физической жизни христиан. Поэтому евреи, как народ, проклятый и наказанный Богом, свидетели, помимо своей воли, истины христианства, должны быть обречены на «унижающий их образ жизни» (Блаженный Августин),

Антииудаизм в Средние века

Начиная от враждебного по отношению к евреям эдикта императора Константина (313 г.), влияние Церкви в мире все более возрастало. Все более возрастало и «обучение презрению» к иудеям. В свою очередь, это приводило к их социальной дискриминации, к кровавым наветам, погромам, совершавшимся христианами с благословения Церкви, в том числе погромам, инспирировавшимся непосредственно Церковью.

В 1096 г. начался первый крестовый поход. Целью его было освобождение от «неверных» Святой Земли, Гроба Господня. Начался же он с уничтожения крестоносцами ряда еврейских общин Европы. Немалую роль в предыстории этой резни сыграла антиеврейская пропаганда погромщиков-крестоносцев. Основанная на том факте, что христианская церковь запрещала давать в долг под проценты. Иудаизм по этому поводу был более либерален.

IV Латеранский собор (1215 г.) потребовал от евреев носить на одежде специальные опознавательные знаки или ходить в особых головных уборах. Собор не был в своём решении оригинальным. В странах ислама власти предписывали и христианам и евреям исполнять точно такие же установления.

В XVI веке сперва в Италии (папа Павел IV), затем и во всех странах Европы были созданы обязательные для поселения этнических меньшинств резервации — гетто. Гетто, в котором жили этнические меньшинства, отделяло их от остального населения. Свирепствовал в эту эпоху и клерикальный антииудаизм. Отражался он прежде всего в церковных проповедях. В основном причиной были доминиканский и францисканский монашеские ордена. Ещё более мрачной страницей в истории католической церкви была инквизиция. Она преследовала не только «еретиков» христиан. Репрессиям подвергались и обращённые (насильно) в христианство евреи, христиане, возвращающиеся (нелегально) к иудаизму, и еврейские миссионеры. Весьма далёкими от духа проходящих ныне были тогдашние так называемые христианско-еврейские «диспуты». Участие в них было принудительным. Заканчивались же они или принудительным крещением, или кровавыми расправами (убиты были тысячи евреев), конфискацией имущества, изгнанием, сожжением религиозной литературы, полным уничтожением целых еврейских общин.

Нашлись христиане, со всей решительностью выступавшие против этих попирающих христианское вероучение порядков. Среди них были святой Игнатий Лойола (ок. 14911556) — основатель ордена иезуитов и святая Тереза де Авила.

Церковь и светские власти в эпоху средневековья, постоянно и активно преследуя евреев, действовали как союзники. Правда, некоторые папы и епископы защищали, чаще безрезультатно, евреев. Религиозные преследования евреев имели и свои трагические социальные и экономические последствия. Даже обыкновенное («бытовое») презрение, религиозно мотивированное, приводило к их дискриминации в общественной и хозяйственной сферах. Евреям запрещалось вступать в гильдии, заниматься рядом профессий, занимать ряд должностей, сельское хозяйство для них было запретной зоной. Они облагались специальными высокими налогами и сборами. При всем при этом евреи неустанно обвинялись во враждебности к тому или другому народу, подрыве общественного порядка.

Антисемитизм в эпоху Просвещения

В эпоху Просвещения даже реформаторы, боровшиеся за равноправие этнических меньшинств, за ликвидацию гетто, отнюдь не были свободны от антисемитизма. Их антисемитизм как бы секуляризировал основные положения антисемитизма христианского. Вместо обращения в христианство они требовали от евреев ассимиляции, освобождения от предрассудков и вхождения в господствовавшую тогда «просвещенческую культуру». Впрочем, некоторые «просветители», подобно Вольтеру, видели в евреях очень опасную угрозу для прогресса европейской культуры и прямо утверждали, что природная глупость евреев делает для них невозможной интеграцию в нормальное общество.

Другие, как Дидро, приходили к антисемитизму через своё антихристианство. Борясь с христианством, они указывали на его иудейские корни, благодаря которым, по их мнению, оно и стало вредоносным.

Антисемитизм в Новейшее время


Французским ультраконсерваторам (среди них было много представителей духовенства) в XIX веке эмансипация евреев представлялась символом всего зла, принесённого либерализмом нового времени.

Для немецких националистов неарийское, семитское происхождение евреев казался угрозой дела объединения Германии. Радикальные секуляризаторы и атеисты не могли простить евреям их участия в возникновении христианства. Конечно же, и католические и протестантские проповедники продолжали сеять ненависть и презрение к евреям.

Антисемитизм в России

Антисемитизм в дореволюционной России

Евреи в России впервые появились в результате раздела Речи Посполитой в 1795 г. и присоединения к России территорий, на которых проживало большое количество евреев. Во время царствования Екатерины II (17621796 гг.) евреи обладали всеми правами наравне с другими народами. Во время правления внука Екатерины II-й Александра I-го (18011825 гг.) был учреждён специальный комитет для решения вопросов, связанных с жизнью евреев в России. В 1804 г. этот комитет выработал «Положение об устройстве евреев», в котором был провозглашён свободный доступ их к образованию в российских учебных заведениях и намечены были многообещающие меры по улучшению их хозяйственно-экономической деятельности. Однако, этим же «Положением…» была закреплена так называемая «черта оседлости», согласно которой евреи имели право проживать только в южных и западных районах Российской Империи. На практике, однако, этот закон о черте оседлости постоянно нарушался и к концу XIX-го века во многих великорусских городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других были крупные еврейские общины.

Намеченные «Положением» меры по повышению экономического уровня жизни евреев не только не были реализованы, но, наоборот, на практике часто принимались решения прямо противоположного характера. Ещё при том же Александре I были введены ограничения на торговую деятельность (в 1815-м, в 1821-м годах). Сильно ухудшилось положение евреев при преемнике Александра I-го Николае I-ом. При нем, пожалуй, наибольшее распространение получил в правящих кругах тот взгляд, что еврейский народ не имеет своего национального будущего, и в соответствии с этим мнением стала проводиться политика ассимиляции; например, указ от 24 мая 1829 года намечает в качестве главной задачи «уменьшение евреев в государстве». Однако, позже, при «царе-освободителе» Александре II-м множество правовых ограничений было отменено: например, было предоставлено право повсеместного жительства в России лицам с высшим образованием, купцам 1-й гильдии, ремесленникам; кроме того, было предоставлено право получать высшее образование не только в области медицины, — как было до этого.

Царствование Александра III-го с самого начала ознаменовалось погромами на юге России в 18811882 гг. Вся дальнейшая политика Александра III-го была явно антиеврейской. Начавшееся с 1882-го года ограничение приёма в некоторые высшие школы закончилось установлением в 1887 г. процентной нормы для евреев во всех средних и высших учебных заведениях; в 1884 г. ограничено участие евреев в составе присяжных заседателей, а в 1889 г. крайне затруднён их доступ в адвокатуру. В 18911892 гг. состоялось изгнание из Москвы евреев-ремесленников и отставных солдат. Земским положением 1890 г. евреи вовсе устранены от участия в земских учреждениях. Городовым положением 1892 г. они лишены права участия в городском самоуправлении. Производились непрерывные выселения евреев из различных местностей, для многих крайне разорительные. Безграничным произволом местных властей те права, которые ещё признавались законом за евреями, фактически часто низводились до нуля.

При Николае II-м продолжалась та же политика. В ноябре 1905 года возникли т. н. «Союз русского народа», «Чёрная сотня». В самом начале своего возникновения «Чёрная сотня» поддерживалась и финансировалась государственными структурами и правящей элитой: известно, например, что П. Столыпин выделил им на публикации 150 тысяч рублей. Погромные призывы печатались в правительственных типографиях, и последовавшие в 1906 году погромы во многом были следствием этого. «Союз русского народа» поддерживали многие представители высшего духовенства (например, митрополит Московский Владимир и митрополит Киевский Флавиан, епископ Таврический Алексей), и многие видные деятели православной Церкви были даже его членами — Иоанн Кронштадтский, основатель московского отделения «Союза…» протоиерей Восторгов, архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий), архиепископ Саратовский Гермоген.

Наиболее известные проявления юдофобии в России это еврейские погромы 18811882 гг., политические организации типа «Союза русского народа», фабрикация царской охранкой «Протоколов сионских мудрецов» и пр. Известны антиеврейские высказывания деятелей культуры и представителей духовенства: Ф. М. Достоевского («жиды погубят Россию»), П. А. Столыпина, Иоанна Кронштадтского и других. Довольно распространён был также так называемый «бытовой» или «народный» антисемитизм.

Число жертв погромов нарастало по восходящей: в 1881—1882 гг. убитых были единицы, в Кишинёвском погроме 1903 г — около 50 погибших, в массовых погромах 1905—1906 гг. погибло до тысячи евреев.

Отсутствие гражданских прав и достаточных возможностей для экономической деятельности в Черте оседлости, ограничения в получении образования и в выборе профессий способствовали революционным настроениям среди евреев.

Ленин об антисемитизме

Ленин высказался по вопросу об антисемитизме в статье "О погромной травле евреев" (1919), в которой он разьяснил, что враги трудящихся не евреи, а помещики и капиталисты:

Не евреи враги трудящихся. Враги рабочих - капиталисты всех стран. Среди евреев есть рабочие, труженики, - их большинство. Они наши братья по угнетению капиталом, наши товарищи по борьбе за социализм. Среди евреев есть кулаки, эксплуататоры, капиталисты: как и среди русских, как и среди всех наций. капиталисты стараются посеять и разжечь вражду между рабочими разной веры, разной нации, разной расы. Hарод нерабочий держится силой и властью капитала. Богатые евреи, как и богатые русские, как и богачи всех стран, в союзе друг с другом давят, гнетут, грабят, разъединяют рабочих.


Политика по отношению к евреям в СССР

В деле национального строительства СССР официально руководствовался доктриной марксистско-ленинского пролетарского интернационализма. Марксисткая национальная политика призывала пролетариев всех стран соединятся против «эксплуататорских классов» то есть национальных элит, являющихся причиной общественной несправедливости.

Одним из главных врагов был объявлен так называемый «русский велокодержавный шовинизм», в число преступлений которого неизменно включался и антисемитизм. 20 января 1918 года был образован Центральный комиссариат по еврейским национальным делам («Еврейский комиссариат»). В дальнейшем была развёрнута система евсекций внутри ВКП(б).

Во время гражданской войны Советская власть принимала решительные меры против антисемитизма. Постановление СНК РСФСР от 25 июля 1918 года предписывало ставить вне закона (то есть физически уничтожать) «погромщиков и ведущих погромную агитацию». По приказу Троцкого летом 1918 г. перед строем было расстреляно 400 красноармейцев, уличённых в погромах. Были введены законы, карающие любое проявления антисемитизма расстрелом (законы был применимы для всех граждан, начиная с 12-летнего возраста).

Первое десятилетие Советской власти было отмечено массовой миграцией евреев в крупные города с занятием командных должностей всех уровней. Это вызывало недовольство вытесняемого русского населения, что приводило к распространению бытового антисемитизма, хотя любые его проявления жестоко карались. При этом значительная часть еврейского населения страны, до революции относившаяся к мелкой и средней буржуазии потеряла традиционные источники заработка и была ущемлена в правах по социально-классовому признаку (в качестве «лишенцев»).

В начале 1930-х годов был взят курс на построение «пролетарской еврейской культуры». 29 августа 1924 года был образован Комитет по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ), целью которого было привлечение еврейских трудящихся к земледельческому труду в Крыму. К концу 1920-х гг. на Украине были созданы три еврейских национальных района (Калининдорф, Ново-Златополь, Сталиндорф; к 1936 г. еврейские сельскохозяйственные поселения Украины занимали 175 тыс. га). Это также вызывало недовольство местного населения, 5 млн которого было безземельным.

В те же годы начинается систематическая борьба с «еврейским буржуазным национализмом». В 1928 году запретили издание книг на иврите, был взят курс на «идишизацию», а потом и на русификацию (языковую).

В 19281930 годах на малоосвоенных пространствах Дальнего Востока была организована Еврейская Автономная Область, задуманная как «национальный очаг» еврейства, по аналогии с другими национальными образованиями в составе СССР.

К концу 30-х годов некоторая часть евреев-коммунистов подпала под подозрения в разнообразных «уклонах» (в основном в «троцкизме») и была исключена из партии, многие были репрессированы. В те же годы были ликвидированы все еврейские учебные и многие культурные учреждения.

Тем не менее, общий курс на борьбу с антисемитизмом оставался неизменным. Так, 12 января 1931 года Сталин в ответ на запрос американского Еврейского телеграфного агентства ответил так:

Отвечаю на Ваш запрос. Национальный и расовый шовинизм есть пережиток человеконенавистнических нравов, свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм, как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма. Антисемитизм выгоден эксплуататорам, как громоотвод, выводящий капитализм из-под удара трудящихся. Антисемитизм опасен для трудящихся, как ложная тропинка, сбивающая их с правильного пути и приводящая их в джунгли. Поэтому коммунисты, как последовательные интернационалисты, не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма. В СССР строжайше преследуется законом антисемитизм, как явление, глубоко враждебное Советскому строю. Активные антисемиты караются по законам СССР смертной казнью.

В 1948 году в СССР прошла первая антисемитская кампания по борьбе с космополитизмом, имевшая, в том числе, антиеврейскую направленность. После убийства карательными органами председателя Еврейского антифашистского комитета Михоэлса власти развернули кампанию по ликвидации еврейской культуры в СССР. В течение 1949-51 гг. были закрыты почти все еврейские театры, все периодические издания на идише, еврейские наужно-исследовательские учреждения и педагогические вузы. В 1952 по фиктивным обвинениям была казнена элита еврейской литературы в СССР. Власти искореняли все еврейское. например специальной директивой МГБ СССР предписывалось взять подписку у ресторанных музыкальных коллективов о запрете исполнения еврейской музыки и песен. Антисемитский характер имело «дело врачей». В связи со смертью И. В. Сталина это дело было прекращено и закрыто, а оставшиеся в живых подследственные были реабилитированы.

В 1952-52 гг. в Москве и других больших городах циркулировали слухи о готовящихся массовых репрессиях против советского еврейства. В частности, говорили о планах выселения евреев в Сибирь. Однако никаких документальных подтверждений таких планов не обнаружено. В последние годы также высказывается предположение, что целью слухов было подготовить советских евреев к массовой эмиграции в Израиль, а у Советского правительства были планы создания там «коммунистической народной демократии».

После образования при поддержке Советского государства Израиля советские евреи получили право на эмиграцию в капстрану, которого было лишено коренное население[1]

С этого же времени евреев перестали рассматривать как «советскую» и «коренную» национальность. В связи с этим советским руководством проводилась дискриминационная политика, заключавшаяся в неофициальном принципе «евреев не увольнять, не принимать, не продвигать». Для евреев была введена процентная норма при приёме в вузы, а некоторые вузы были закрыты для евреев. Евреи не допускались на высшие государственные посты, на партийные должности сверх определённого уровня, им был практически закрыт доступ в структуры КГБ и ГРУ, командный состав армии и т. д.[2][3]

Во второй половине 1950 годов власти провели кампанию против экономических преступлений, носившая антисемитский оттенок. На партсобраниях широко цитировалась фраза Хрущева "львовские жиды обнаглели".

В начале 1960 в рамках антирелигиозной кампании было закрыто большинство оставшихся в СССР синагог.

На официальном уровне и в средствах массовой информации антисемитизм в СССР неизменно осуждался на протяжении всей истории страны.

Материалы по теме

Антисемитизм в пост-коммунистической России

С падением советского государства и лишением марксизма-ленинизма статуса господствующей идеологии, в области идеологии образовался вакуум, который сразу же стал заполняться различными философско-религиозными и политическими учениями, многие из которых являются откровенно антисемитскими. Издаются такие книги, как «Спор о Сионе» Дугласа Рида, «Что нам в них не нравится» В.Шульгина, «Князь мира сего» Г. Климова и многие другие, не говоря уж о «Майн Кампф» (Mein Kampf) А. Гитлера и «Протоколах сионских мудрецов» за сомнительным авторством.

После распада Советского Союза многие советские евреи репатриировались в Израиль, но вместе с ними приехали также сотни тысяч неевреев (используя статью в законе о возвращении, позволяющую репатриацию далёким потомкам евреев и их семьям), что неизбежно привело к новому явлению — антисемитизму в Израиле. На протяжении 1990-х годов в стане возникли организации этнических русских, некоторые из них проявляют (в той или иной степени) неприязнь к евреям. В русскоязычных книжных магазинах продаётся вышеупомянутая антисемитская литература, среди антисемитских сайтов в интернете есть также и сайты русских израильтян.

Сдержанная критика в адрес евреев содержится в публикациях Шафаревича и Солженицына. Однако следует отметить, что оба они с резким неприятием относятся к нацизму, тоталитаризму и к взглядам крайних антисемитов, и этим кардинально отличаются от тех же Г. Климова и В. Шульгина.


Антисемитизм в Германии

Расистский антисемитизм немецкого нацизма, как видим, имел своих идеологических предшественников в XVIII и XIX вв. Естественно, старые антиеврейские предубеждения и стереотипы сыграли свою роль — и Гитлер охотно к ним обращался. Гитлеровская Германия исповедовала зоологический антисемитизм: евреев физически уничтожали, истребляли, как народ. В результате почти 6 миллионов евреев было уничтожено во время Холокоста19391945 гг.

Осуждение антисемитизма Католической Церковью

Катастрофа (Холокост, Шоа) вызвала сильнейшее потрясение в церкви и в мире. Очевидно, не во всех членах церкви и не всюду в мире. Официальное отношение Церкви к евреям и иудаизму изменилось, начиная с периода понтификата Иоанна XXIII и до правления Иоанна Павла II, прежде всего благодаря решениям Второго Ватиканского собора 19621965 гг. («Декларация об отношении церкви к нехристианским религиям»). Но ещё задолго, до этого декрета в энциклике Пия XI («Mit brennender Sorge», 1937) и в опубликованном ещё ранее, в 1928 году, Ватиканом документе содержалось осуждение антисемитизма. Против него выступили также такие известные христианские теологи и философы, как Жак Маритен (1882—1973) и Карл Барт (1886—1968) и др. Известно также неприятие антисемитизма другими христианскими конфессиями, Всемирным Советом церквей.

"Новый антисемитизм"

В конце 1990 годов в еврейских кругах появилось понятие «новый антисемитизм», распространяющее определение антисемитизма на отрицание права Израиля существовать, как еврейское государство, а то и на всякую критику политики Израиля, сионизма или деятельности еврейских организаций.

В полемической публицистике также возникают новые формы антисемитизма в различных постхристианских субкультурах («рок-антисемитизм»), в левых и правых (не только неонацистских) политических кругах, в новых движениях.

Существует опасность, что столь широкое приложение понятия антисемитизма приводит к инфляции, а то и лишает смысла само понятие. Если антисемитизм везде, значит он - нигде. В конце концов лишает смысла и саму борьбу с ним.

Евреи-самоненавистники

Термин «антисемитизм» широко используется в израильской общественной полемике, а также во внутриееврейской полемике. В этой связи появилось и специальное определение «еврей-антисемит» или «еврей-самоненавистник», которым оппоненты часто называют друг друга.

Другое явление - раздувание опасности антисемитизма в Израиле со стороны новоприбывших эмигрантов из б. СССР.

Примечания

  1. Ограниченное право на эмиграцию получили поляки, немцы, венгры и другие народы Восточной Европы — . была дана возможность официально разрешённой эмиграции (под видом «репатриации в Польшу и Румынию»)
  2. Yuri Slezkine. The Jewish Century. ISBN: 0-691-12760-3
  3. Государственный антисемитизм в СССР. От начала до кульминации. 1938—1953. Серия: Россия. XX век. Документы. — М: Материк, 2005 г. ISBN 5-85646-114-2

См. также

Литература

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home