Капоэйра

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.
Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.

Капоэ́йра, Капуэ́йра (порт. Capoeira) — бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы акробатики, национальной бразильской музыки, игры. Как боевое искусство отличается эффективным использованием низких стоек, ударов ногами и большим количеством акробатических элементов. Современная капоэйра, в отличие от её ранних форм, редко используется в боевых целях, и, хотя существуют чемпионаты мира по полноконтактной капоэйре, но обычная практика — это бесконтактный бой. В настоящее время капоэйра — форма искусства, в котором традиции определяют порядок проведения встреч, форму, непременную музыку и аттестацию капоэйристов.

Содержание

История капоэйры

Достоверные сведения о капоэйре начинаются с XVIII века, но, очевидно, её зарождение относится к более раннему времени. Согласно общепринятой версии, капоэйру появилась в Южной Америке вместе с теми рабами, которых португальцы привозили из других португальских колоний — Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго. Вследствие жестокого обращния бразильских рабовладельцев с чернокожими рабами, часть из них бежала в сельву. Там африканская религия и культура, принесенная беглыми рабами, встретилась с индейской. Беглые рабы поселялись в «вольных городах» — киломбуш (киломбу - ед.ч.), из субкультуры которых и начала свое распространение капоэйра.

По разным сведениям, капоэйра берет свое происхождение либо

  • в субкультуре африканского национального танца, и превоначально не несла в себе боевого аспекта, который был привнесен уже позднее, на территории Бразилии. По другим сведениям, прямым предком капоэйры был
  • африканский ритуальный боевой танец нголо «n’golo», являющийся неотъемлимым атрибутом обряда инициализации в южных районах Анголы, и изображающий танец зебр. В этом танце молодые воины вступали в ритуальный бой друг с другом. Однако, несмотря ни на что, качества танца в капоэйре не были потеряны.

Развитие капоэйры того времени неразрывно связано с легендарным капоэйристским героем — Зумби, который стал для народа Бразилии символом сопротивления. Зумби душ Палмареш (порт. Zumbi dos Palmares) возглавлял один из крупнейших киломбуш, который просуществовал в условиях правительственной блокады около семидесяти лет.

Происхождение названия

Споры относительно этимологии слова "капоэйра" не прекращаются. Самые распространенные версии представлены ниже:

  • слово capoeira происходит из языковой группы индейцев тупи, обозначает понятие: "поле, заросшее кустарником, которое расчищалось либо выжиганием, либо вырубкой" (Дэниэл Досон, статья "Капоэйра Ангола и местре Жоао Гранди", англ.)
  • capoeira (порт.) - клетка для кур, также место, где вскармливают кур.
  • по версии исследователя народа конго, ученого Фу-Киау Бунсеки (K. Kia Bunseki Fu-Kiau) слово capoeira - искаженное звучание слов kipula/kipura из языка киконго. По его информации, "...pula/pura означает "перепархивать с места на место", а также "бить, драться". Оба слова употребляются для описания движений петуха во время петушиных боев. Kipura в культурном контексте народа конго также означает человека, чьи бойцовские качества развиты на основе подражания движениям петуха во время петушиных боев..."

Капоэйра в подполье

Документированный этап, своего рода новая история капоэйры, начинается подписанием на территории Бразилии Золотого Закона в 1888 г., который отменил рабство. Нужно отметить, что ввоз рабов был запрещён ещё раньше — в 1850 г. законом Кейроза, но на протяжении ещё почти сорока лет работорговля продолжалась нелегально. Несмотря на официальное уравнение всех индейцев, негров и метисов в общечеловеческих правах с европейцами, в стране по-прежнему процветала социальная дискриминация. Религия Кандомбле и капоэйра, как и многие другие элементы культуры не-европейского населения Бразилии, оказались под запретом. Социальной рефлексией на этот чакт явилось т.н. "Сопротивление". Так капоэйра стала одновременно и танцем, и оружием среди группировок подпольщиков и уличных банд. В 1892 г. практика капоэйры была запрещена первой конституцией Бразильской Республики.

Более подробно ситуация с капоэйрой этого периода описана в книге Жоржи Амаду «Лавка чудес».

Разделение стилей

В 1930 году военный переворот изменил политическую ситуацию в стране. Ослабли гонения и на капоэйру как на проявление народной культуры.

В 1932 году открылась первая в истории официальная школа капоэйры. Ее основателем был мастер Бимба (Мануэль душ Рейш Машаду). Мастер Бимба основал новый стиль капоэйры, назвав его «Лута Режионал Баиана» (порт. Luta Regional Baiana) или просто «капоэйра режионал». Он систематизировал наработанный опыт других различных школ и улучшил технику преподавания. Придуманные им «8 последовательностей Бимбы» по сей день считаются азбукой обучения капоэйристов, практикующих режионал и некоторые другие направления современной капоэйры. Бимба разработал методики преподавания капоэйры, комплексы движений, ударов и контрударов руками и ногами. Капоэйра до Бимбы и после него — это два совершенно разных подхода к теории и практике этого боевого единоборства.

Вторым человеком, более всего повлиявшим на современную капоэйру, был местре Паштинья (Висенте Феррейра Паштинья). Его школа «капоэйра Ангола» (порт. Capoeira Angola) была открыта в 1941 году. Стиль мастера Паштиньи так и называется «Ангола», в честь места на Африканском континенте, откуда привозили рабов (по другой теории — это название происходит от слова «n'golo»). Если мастер Бимба отдавал приоритет боевым аспектам капоэйры, то мастер Паштинья подчеркивал ее традиционно ритуальный и игровой характер. Внешне по скорости и способу исполнения движений существует разница между двумя стилями. Однако многие современные капоэйристы выступают как приверженцы единой капоэйры, не противопоставляя между собой Анголу и Режионал.

Распространение капоэйры по миру

Капоэйра в Европе

Первое близкое знакомство Европы с капоэйрой, по-видимому, датируется 1951 годом — европейским туром артистической труппы Companhia Brasiliana, за которой последовали другие, например Furacões da Bahia или Brasil Tropical, основанная мастером Камиза Роша. После этого отдельные специалисты получили возможность оставаться здесь на продолжительное время, обучая капоэйре или выступая с сольными номерами. Пионером европейской капоэйры считается Martinho Fiuza, приехавший в 1978 г. Следует отметить, что регулярное преподавание капоэйры в США началось всего на три года раньше — в 1975 г. мастером Jelon Vieira (школа Senzala) в Нью-Йорке. В 1980 г. в Германию прибыл Пауло Сикейра (Paulo Siqueira), это событие принято считать началом непрерывного развития капоэйры в Европе.
В 1987 г. состоялась первая летняя встреча Capoeira Summer Meeting, организованная Маркушем Чина (Marcos China) и групой Senzala в Париже. В ней приняли участие многие мастера из Бразилии: Peixinho, Toni, Garrincha и Sorrizo, а также уже закрепившиеся в Европе: Lua (Швейцария), Grande (Франция), Samara (Голландия). Через год в Париже была устроена еще одна встреча.
С 1989 г. летний лагерь проводится в Гамбурге организацией Пауло Сикейры Capoeuropa. Эта шестидневная встреча является одним из крупнейших событий в календаре европейской капоэйры. Каждый день проходит от 6 до 9 занятий в трех группах, дифференцированных по уровню подготовки. Дополнительно предлагаются факультативы по африканским танцам и игре на музыкальных инструментах.
Из других значительных ежегодных фестивалей можно выделить International Capoeira Angola Meeting (Берлин, Вена) и пасхальную встречу в Амстердаме. (взято с www.capoeira.kiev.ua)

Капоэйра в СНГ

Массовое увлечение капоэрой появилось в 1994 году вместе с фильмом «Только сильнейшие», где в главной роли снялся Марк Дакаскас. Первыми капоэйристами в СНГ были энтузиасты с огромным желанием учиться, но практически без доступа к информации. Обучение по фильму, компьютерным играм и сведениям из интернета было чуть ли не единственно возможным. Нередко недостаток знаний в капоэйре компенсировался опытом в других боевых искусствах, акробатике, спортивной гимнастике и брэйк дансе.

Ситуация начала меняться в лучшую сторону, когда капоэйристы из стран СНГ стали посещать тренировочные лагеря и семинары по капоэйре в Европе, США и Бразилии. Хотя это были все ещё единичные случаи, они оказывали положительное влияние на развитие данного искусства, так как по возвращении домой тренеры привозили не только бесценный опыт, полученный в тренировках с бразильскими мастерами, но и учебные видеоматериалы. Новая информация от первоисточника очень помогала в развитии груп на местах.

Следующим этапом в развитии отечественной капоэйры стали визиты бразильских мастеров.

Капоэйра в России

Сейчас в России есть группы в Москве, Санкт-Петербурге, Орле, Брянске, Краснодаре, Новосибирске, Самаре, Челябинске, Екатеринбурге, Тольяти и многих других городах.

Капоэйра в Украине

На данный момент Украина переживает подъём в капоэйре. В Киеве идёт бурное развитие групп следующих стилю контемпоранеа(современная капоэйра) (Axé Capoeira, Expressão Paulista de Capoeira, Senzala de Capoeira) и начинает развиваться группа капоэйры Ангола.

Группы Axé Capoeira, Expressão Paulista de Capoeira, Senzala de Capoeira проводили "громкие" семинары с мастерами своих школ. Устраивали батизадо, где лучшие ученики групп были удостоены "повышением" - вручением кордао.

Группа capoeira angola em Kiev только начала свое шествие по пути развития.

Капоэйра в Беларуси

Первая и на сегодня единственная группа капоэйры в Беларуси открылась в конце 2004 года как белорусский филиал Fundação International Capoeira Artes das Gerais (FICAG) под руководством Mestre Museu.

Летом 2006 года белорусский FICAG совместно с московским FICAG успешно провели первый в Беларуси семинар и батизаду с бразильскими мастерами. Были приглашены глава школы Mestre Museu, а также два его лучших ученика — Сontra-Mestre Curio и Contra-Mestre Careca. Местре положительно оценил работу минской группы и дал добро на расширение капоэйрского движения в Беларуси. С сентября 2006 года набираются группы для начинающих, а с нового 2007 года будет открыта первая детская группа по обучению капоэйре.

Капоэйра в сравнении с другими боевыми искусствами

Капоэйра не ориентирована на полноконтактный бой, вследствие чего контакты капоэйристов с представителями других боевых искусств достаточно редки. Необходимо отметить, что определенные группы активно пропагандируют эффективную капоэйру. Так группа ABADA (и еще некоторые школы капоэйры) приветствует выступления своих представителей на различных полноконтактных соревнованиях.

Современная капоэйра

Встречи капоэйристов

Как проходят встречи капоэйристов? Музыканты становятся в изголовьи круга (порт. Roda). Роду образуют капоэйристы или публика, стоящая или сидящая по кругу. Все поют песни на португальском языке. Двое входят в игру около места расположения музыканта с Гунгой, называемой Пе ду Беримбау (порт. Pe do Berimbau), часто используя акробатические элементы. Начинается игра — передвижения, удары, прыжки чередуются в попытках достать соперника или вынудить его упасть. Характер игры в Роде (быстро или медленно, дружески или агрессивно) зависит от ритма, который играет беримбау, и песен.

Музыка

Тренировки и рода проходят под живую музыку. Во время роды обязательно присутствуют три основных инструмента:

  • Беримба́у (порт. Berimbau) — инструмент, напоминающий лук с резонатором. Беримбау играет наиболее важную роль в музыкальном сопровождении, он задаёт основной ритм и темп игры в Роде. Беримбау состоит из ве́рги (порт. verga) — специально обработанной деревянной палки (бириба, перейра, иногда другие породы), стальной струны — ара́ме (порт. arame), и резонатора-каба́сы (порт. cabaça) — высушенной полой бутылочной тыквы. Звуки извлекаются небольшой деревянной палочкой — баке́той, имеющей также множество "локальных" названий (порт. baqueta, vaqueta, vareta), а для комбинации звуков служит небольшой плоский камень, монета или металлический кругляшок — добра́о (порт. dobrão). В руке, которая держит бакету, обычно также держится небольшая погремушка — кашиши́ (порт. caxixi), сплетённая в виде корзинки с жёстким дном (обычно вырезанным из кабасы). Звук кашиши дополнаяет звучание струны беримбау и делает ритмический рисунок игры более четким.

Существуют 3 вида беримбау, каждый из которых служит своей цели:

    • Гу́нга, Беррабо́й (порт. Gunga, Berra-boi) — беримбау с самой большой кабасой, и самым низким тоном. Задаёт главный тон и темп игры, играет основной ритм, очень редко — вариации;
    • Ме́диу, Се́нтру (порт. Medio, Centro) — средний беримбау, является дополняющим к Gunga, обычно играет обратный ритм относительно гунги, иногда - с небольшими вариациями;
    • Вио́ла, Виоли́нья (порт. Viola, Violinha) — самый высокий тон, обычно играет насыщенные импровизированные вариации основного ритма.
  • Атаба́ке (порт. Atabaque) — традиционный африканский барабан. Высотой по пояс человеку. Ведёт основной ритм.
  • Панде́йру (порт. Pandeiro) — бубен.

Есть и другие инструменты:

  • Агого́ (порт. Agogo) — это двойной колокольчик, на котором играют, ударяя деревянной или металлической палочкой поочередно по каждому из колокольчиков;
  • Ре́ку-ре́ку (порт. Reco-Reco) — представляет собой ребристую деревянную или металлическую поверхность — трещотку, по которой проводят палочкой, извлекая «треск».

Ритмы беримбау

Ритм беримбау определяет характер игры в Роде, существует множество популярных традиционных и "авторских" ритмов для этого инструмента, например:

  • Ангола (порт. Angola) — ритм, под который проходит традиционная Рода Ангола.
  • Бенгела (порт. Benguela) — во многих школах выполняет роль ритма для учебной игры. В своё время его ввёл мастер Бимба, для того, чтобы младшие ученики тоже могли играть и учиться в роде. На сегодняшний день под Бенгелу ведётся игра старших учеников, своеобразная "дуэль", в которой каждый пытается поставить в невыгодное положение своего "противника", при этом показать себя с лучшей стороны в искусстве владения телом. В игре под бенгелу удары выполняются медленно и максимально близко к телу противника, а сама игра идёт в основном на нижнем уровне.
  • Режионал, Сау Бенту Гранджи ди Бимба (порт. Regional, Sao Bento Grange de Bimba) — этот ритм придумал мастер Бимба специально для роды стиля Режионал. Игра под такой ритм ведётся на большой скорости и, во многих группах, в полный контакт. Неопытным капоэйристам не рекомендуют выходить в роду под этот ритм, так как они могут пострадать.
  • Рода Ливри, Сау Бенту Гранджи ди Ангола (порт. Roda Livre, Sao Bento Grange de Angola) — Свободная игра, скорость игры задаёт ритм, а характер — сами игроки. Игра может быть как жёсткой с полноконтактными ударами и бросками, так и вовсе бесконтактной со многими акробатическими движениями и фишками.

Песни

В традиционной капоэйре песенный цикл делится на три основных части — ладаинья, шула (саудасау) и корридуш (корриду — в ед. ч). Открывает музыкальную последовательность ладаинья — это сольная песня местре (или человека, «ведущего» роду). Певец может рассказать притчу или передать сообщение зрителям. Соло может быть импровизированным. Пока поёт мастер, первая пара игроков сидя ждёт, расположившись по обе стороны от него.

Следом за ладаиньей начинается друга форма песен, когда солист бросает роде зов и получает ответ. Это шула. Певец приветствует и оказывает почтение тем, кто заслужил огромное уважение, возносит молитвы, увещевает игроков. Наблюдающие и игроки отвечают солисту, повторяя вслед за ним каждую фразу.

Переход к корридуш становится сигналом для начала игры. Два капоэриста начинают свою игру. Корриду, как и шула, является ответной формой пения, но отличается тем, что в корридуш ответы каждой песни всегда одинаковые, а не повторение строчек, спетых лидером. Хороший лидер будет импровизировать, откликаясь на события в круге, а хорошие игроки — прислушиваться к пению и музыке.

Скорость движений совпадает с темпом музыки, поэтому рода начинают достаточно медленной музыкой, чтобы дать возможность поиграть начинающим, или поиграть с максимумом контроля и взаимодействия на минимальном расстоянии друг от друга.

Ритм стиля режионал быстрее, чем у стиля ангола, однако существуют и быстрые анголейрские ритмы, подразумевающие большую подвижность игроков в роде.

Движения и удары

В капоэйре нет статических стоек. Её основа — жинга (порт. ginga). Жинга — это непрерывное движение, боец постоянно передвигается, готовый уйти от удара или провести самому удар навстречу.

Основные стойки и перемещения:

Стойки и перемещения на руках:

Атаки:

Названия движений в разных школах различаются, приведённые выше термины характерны для определённых школ направлений режионал и капоэйра контемпоранеа. Под теми же названиями в других школах могут подразумеваться несколько другие движения.

Градации мастерства

В современной капоэйре направлений режионал и контемпоранеа для обозначения мастерства принята система поясов, цвета которых определяются каждой отдельной школой. Поясами (порт. сordão) являются цветные шнуры, которые носят капоэйристы. Степень, апелиду (и пояс) они могут получить только на церемонии посвящения (порт. batizado). Вместе с практикой в роде и отработкой новых элементов ученик изучает португальский язык, музыку, песни, историю капоэйры и её философию. При упорстве и постоянных тренировках через несколько лет можно достичь звания опытного ученика (порт. formado). Следующий уровень уже позволяет помогать своему учителю. Высшие звания — контра-местре (порт. сontra-mestre) и местре (порт. mestre). Звание местре позволяет открыть собственную школу, достижение этого звания занимает не менее десяти лет.

В традиции большинства школ направления Ангола выдача поясов и проведение батизаду не практикуется.

Батизаду

Посвящение в капоэристы, когда новичку могут дать имя (апелиду) и первый кордао. На батизаду обязательно присутствует местре. Церемония смены пояса (степени) называется Troca de Cordas (Трока ди кордаш) и обычно проводится вместе с батизаду.

Организация движения капоэйристов

Школы капоэйры сейчас объединяют десятки тысяч людей по всему миру. Регулярно проводятся фестивали, семинары.

Школа определяется принадлежностью к одному из стилей капоэйры. Как правило, у каждой школы существует базовое местоположение и множество филиалов по всему миру. Местре (или его ученики) регулярно посещает филиалы и проводит батизаду. Существует множество как всемирно признанных и уважаемых школ, так и малоизвестных.

Вместе с тем, по словам местре Кобра Манса, "...Капоэйра - она как воздух: мы знаем, что он есть, мы им дышим,мы не можем жить без него. И в то же время мы не можем поймать его, заключить в какие-то рамки. Капоэйра не может ограничиваться лишь оной единственной группой занимающихся, одной единственной формальной организацией и тем более одной группой мастеров, которые заявляют монополию на владению ею. Капоэйра выходит за рамки всех нас. Никакое общество, группа или человек никогда не будут ее контролировать...
...Прежде чем думать о создании института капоэйры,мы должны спросить самих себя: почему кому-то нужно нас организовывать? Зачем нам нужна организация, которая будет контролировать наш образ жизни? Кто от этого выиграет? Капоэйра? Капоэйрист? Бюрократы? Действительно ли создание подобных организаций так необходимо?...
...мы открыты для познания капоэйры, но не хотим, чтобы кто-либо навязывал нам собственную шкалу ценностей. Мы хотим такого сообщества, в котором ценится и поощряется как индивидуальность каждого участника, так и сотрудничество между ними..." (его статья "Капоэйра, институт капоэйры, общество, сообщества и индивидуум")

Таким образом, можно заметить, что существуют две основные тенденции: максимум организованности, и максимум свободы. И, разумеется, сколько угодно мнений, находящихся между этими полюсами. Каждая группа, объединение капоэйристов или человек, не имеющий прочной связи с конкретной группой, выбирает свой путь. Впрочем, тут вступает в действие другой принцип – следования "линии" – традиции, передаваемой от учителя к ученику.

Дух капоэйры

Капоэйра в фильмах, клипах, рекламных роликах и компьютерных играх

Современная капоэйра включает в себя множество зрелищных акробатических прыжков, трюков и перемещений. Игра, в которой мощные удары комбинируются с головокружительной акробатикой, способна произвести на постороннего наблюдателя сильнейшее впечатление. Закономерно, что капоэйра не осталась незамеченной голливудскими режиссёрами.

Only the strong

Первый (и пока что единственный) художественный фильм, полностью посвящённый капоэйре. Для многих людей знакомство с бразильским боевым искусством началось именно с просмотра этого фильма. И все же большинство капоэйристов достаточно холодно относятся к «Только сильнейшим», считая, что капоэйра как таковая в нем не показана.

Актер Марк Дакаскос, исполнивший главную роль в фильме, в действительности занимался капоэйрой всего несколько месяцев, а настоящая Рода была показана только в самом начале и конце фильма, и то - не вполне правдиво.

Другие фильмы

Последнее время появилось множество фильмов в которых в том или ином виде присутствует капоэйра. Например в «The Quest» капоэйрист играет бразильского бойца. В японской картине «Город потерянных душ» бразильские капоэйристы эпизодично участвуют в разборках между преступными группировками, а в фильмах «Женщина-кошка» и «12 друзей Оушена» некоторые герои используют движения капоэйры для боя и при перемещениях. В фильме "Том Ян Гун" показан поединок бойцов муай тай и капоэйра, в роли капоэйриста снялся настоящий опытный капоэйрист Латиф Краудер. Ну и наконец, капоэйру показали даже в комедии «Знакомство с Факерами». Также есть информация, что в Бразилии вышел документальный фильм о жизни мастера Бимбы.

Capoeira Fighter

Capoeira Fighter — компьютерная игра разработанная по технологии Macromedia Flash. Игровой процесс организован в виде поединков между отдельными персонажами (наподобие игр Street Fighter и Mortal Combat). Отличительной особенностью игры является то, что все персонажи — капоэйристы и в поединках используют движения и приёмы капоэйры. В данный момент вышло уже 3 версии игры, но, по-видимому, наиболее популярная и распространённая вторая часть — Capoeira Fighter 2 Brazilian Batizado.

Другие игры

Кроме игры "Capoeira Fighter", сделанной энтузиастами, существует множество коммерческих игр, в которых капоэйра присутствует в том или ином виде. В число игр подобного рода входят такие тайтлы как "Tekken" (эпизоды с 3-го и выше), Prince of Persia (The Sands of Time; WW; TTT), "Fatal Fury" (FF1, 3, Real Bout 1, 2, Special), "King of Fighters" (KoF: MI 1, KoF: MI2, KoF 11), "Street Fighter 3" (все версии), Rage of the Dragons. Перечисленными играми дело не ограничивается, и далеко не во всех играх капоэйра представлена как именно боевая дисциплина. К примеру, в онлайновой ролевой игре World of Warcraft тролли после долгой неактивности игрока начинают выполнять движения капоэйра.

Ссылки

На русском языке

Группы в Москве

Группы в Минске

Группы в Киеве

На иностранных языках

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home