Буддапалита


Буддийские
философы
Индии
Нагарджуна
Арьядэва
Майтрея-Натха
Асанга
Васубандху
Дигнага
Дхармакирти
Буддапалита
Бхававивека
Чандракирти
Шантидэва
Атиша


Буддапалита (санскр. बुद्धपलित, Buddhapalita?; около 470540 н. э.) — выдающийся индийский философ, буддийский монах, последователь Нагарджуны и комментатор Нагарджуны и Арьядэвы. Сформулировал позиции школы МадхъямакаПрасангака. Его оппонентом был Бхававивека, создавший поднаправление сватантрика. В дальшейшем Чандракирти в своих трудах развил воззрения Буддапалиты, опровергая Бхававивеку.

Буддапалита родился в городе Хамсакрид в Южной Индии. Его усителем был Сангхаракшита, ученика мадхьямика Нагамитры, который познакомил его с трудами Нагарджуны.

Сочинения

В соответствии с Энциклопедией Кругосвет:


Буддапалите приписывается множество комментариев, до нас дошел один из них – комментарий к Мулямадхьмика-карике Нагарджуны под названием Мулямадхьямика-вритти в тибетском переводе, сделанном в 9 в. Джнянагарбхой. В традиции мадхьямики комментарий Буддапалиты считается одним из группы «восьми комментариев» к основному сочинению Нагарджуны, остальные принадлежали самому Нагарджуне (Акутобхая), а также Бхававивеке, Чандракирти, Гунашри, Гунамати и Стхирамати. Мулямадхьямика-вритти входит в состав тибетского Танджура.

Метод Буддапалиты – разъяснение положений Нагарджуны посредством диалектического приема прасангавакья (reductio ad absurdum). Не пытаясь приводить положительных аргументов в пользу того или иного тезиса мадхьямики, он ограничивался демонстрацией тех необходимых, хотя и нежелательных для оппонента следствий из его контртезисов, которые вступают в неразрешимое противоречие либо с другими его положениями, либо с опытом и здравым смыслом, либо с буддийской доктриной в целом. Метод этот не был изобретением Буддапалиты: он мог его заимствовать из классической Абхидхармы, уже из древней Катхаваттху, где точно таким же образом опровергаются воззрения оппонентов тхеравады. Операции с опровержением оппонента разрабатывались и самим Нагарджуной в приписываемых ему учебниках по ведению диспута.

Данный метод ведения дискуссии, целью которой была только победа в споре, вызвал серьезную критику со стороны Бхававивеки, отстаивавшего необходимость положительной аргументации через раскрытие собственных тезисов мадхьямики. С другой стороны, он был одобрен и продолжен Чандракирти – наиболее авторитетным комментатором сочинений Нагарджуны.



Философские направления буддизма
Вайбхашика | Саутрантика | Мадхъямака | Прасангака | Сватантрика | Йогачара | Татхагатагарбха
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home