Белкин, Вениамин Павлович

Вениамин Павлович Белкин (26 января 1884, Верхотурье — 8 ноября 1951, Ленинград) — российский художник, живописец, график.

Рейтинг 4А.

Родился в городе Верхотурье Екатеринбургской губернии.

Учился в школе А. П. Большакова в Москве (1904—1905), у В. Э. Борисова-Мусатова и в Париже (1907—1909) у Ш. Герена и Ш. Коттэ.

В 1918 году к годовщине революции исполнил панно «Пегас» для Пушкинского сквера в Петрограде.

В 1919—21 годах работал над эскизами тарелок для Ленинградского Фарфорового завода (известна «Победа трудящихся» и другие).

Известны также две открытки с живописными работами художника, выпущенные Общиной Св.Евгении.

1921—1923 — преподавал в ИЖСА (Ленинград).

1924—1927 — преподавал в Архитектурном техникуме (Ленинград).

1928—1946 — преподавал в ИЖСА (Ленинград).

Содержание

Выставки

Участник выставок с 1906 года.

  • 1908 — Париж
  • 1911 — «Союз молодёжи» (С.-Петербург).
  • 1912 — «Мир искусства» (Москва)
  • 1913 — «Мир искусства» (Москва)
  • 1914 — «Мир искусства» (Москва)
  • 1915 — «Мир искусства» (Петроград)
  • 1916 — «Мир искусства» (Петроград)
  • 1918 — выставка современной живописи и рисунка (Петроград)
  • 1919 — 1-я государственная свободная выставка произведений искусства в Петрограде
  • 1922 — выставка «Шестнадцати» (Петроград)
  • 1923 — выставка «Шестнадцати» (Петроград)
  • 1924 — выставка «Шестнадцати» (Ленинград)
  • 1924 — «Мир искусства» (Москва)
  • 1924 — Нью-Йорк и Бостон
  • 1927 — выставка «Шестнадцати» (Ленинград)
  • 1927 — «Графическое искусство в СССР» (Ленинград)
  • 1927 — «Юбилейная выставка изобразительного искусства СССР» (Ленинград)
  • 1932 — «Художники РСФСР за 15 лет»
  • 1941 — персональная (Ленинград )
  • 1955 — мемориальная (Ленинград ).


Иллюстрации

Рисовал для журналов «Аполлон» и «Сатирикон» (1909—1911), «Красная панорама» (1928—1929), много работал для книжных издательств.

1919 — исполнил рисунок к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Валерик» (тушь, белила; Русский музей).

1920 — в серии «Народная библиотека» вышла повесть «Княжна Мери» с иллюстрациями Белкина: виньетка на обложке — «Плачущие амуры держат портрет княжны Мери», заставка — «Печорин и Грушницкий встречают Мери и её мать у источника» и иллюстрация на полную страницу — «Мери подаёт стакан Грушницкому» (тушь, перо, заливка). Местонахождение оригиналов неизвестно.

1924 — иллюстрировал «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Кот, сметанный рот» А. Н. Толстого.

1925 — «Смельчаки» К. И. Чуковского.

1929 — «Три мушкетёра» А. Дюма и др.

1930 — «Декамерон» Дж. Бокаччо.

1931 — для Полного собрания сочинений Лермонтова (под ред. К. Халабаева и Б. Эйхенбаума /М. — Л., 1931) Вениамин Павлович выполнил серию (сюиту) из 15 страничных рисунков (техника — тушь, перо, заливка, меловая бумага с процарапыванием; Русский музей, музей ИРЛИ, «Домик Лермонтова»), где лучшими из них можно признать иллюстрации к повестям «Бэла» («Резня в ауле после ссоры Казбича с Азаматом») и «Фаталист».

В других работах этого цикла не всё равнозначно: если «Мцыри, обнимающийся с грозой» исполнен очень экспрессивно, то в иллюстрациях к драме «Странный человек», к поэме «Боярин Орша», можно увидеть не просто спокойствие и реализм, а практический натурализм.

Позднее художник не раз возвращался к этим темам, работая в разной исполнительской технике:

  • 1937 — «Измаил-Бей»
  • 1939 — «Тамань», «Бэла», «Кавказский пленник», «Два брата»
  • 1943 — «Княжна Мери», «Штосс» (Русский музей).

1938 — «Витязь в тигровой шкур» Ш.Руставели.

Анна Ахматова

Художник был дружен с Ахматовой с начала 1910-х годов, что можно увидеть по рисункам, оставленных Белкиным в альбоме поэтессы5.

Пожалуй, первые известные свидетельства о работе над её портретом (тем, что выставлялся в июне 1924 на выставке «мирискусников») относятся к маю 1922 года. Вениамин Павлович пишет в Берлин: «Я усердно занимаюсь живописью, пишу портрет Ахматовой и этюды»3. В музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме хранится экземпляр «Белой стаи», который она подарила художнику, со следующей надписью: «Милому Вениамину Павловичу Белкину в первый день писания нашего портрета весной 1922 года. Петербург». Позже, по неизвестной причине, художник переписывает этот портрет и вновь показывает его уже на выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в 1932 году. Экспертиза, проведённая специалистами Русского музея, позволяет утверждать, что и впоследствии он подвергался переработке автором, и, возможно, датой окончания работы можно считать 1941 год.

Образ Ахматовой угадываются в женских портретах, созданных художником при иллюстрировании поэмы Г. Чулкова «Мария Гамильтон» (леди Гамильтон — атрибуция Р. Д. Тименчика4) и первой части романа А. Толстого «Хождение по мукам» — «Сёстры» (одна из сестёр — атрибуция Ю. А. Молока3).

Галерея

Работы В. П. Белкина хранятся в Русском музее, Ярославском ГИАМЗ, Пермской художественной галерее, Вологодской картинной галерее и др. Отдельные работы имеются в собраниях Казахстана.

  • 1908 «Река Сена в Париже»
  • 1909 «Автопортрет»
  • 1912 «Белая ночь»
  • 1916 «Фрукты на пианино»
  • 1924 «В окрестностях Петрограда»
  • 1925 «Пейзаж»
  • 1939 крымские пейзажи
  • 1947 «Портрет В. А. Осовского»
  • 1950 «Натюрморт»

Библиография

  • 1. Альманах «Искусство книги», в. 2, 1956—1957, М., 1961, с. 131—33;
  • 2. «Книга и революция», 1920, № 3—4, с. 62.
  • 3. Молок Ю. Камея на обложке // Опыты. Журнал эссеистики, публикаций, хроники. 1994, N 1.- с. 127.)
  • 4. Тименчик Р. Д. А. А. Ахматова / К 100-летию со дня рождения /. — Памятные книжные даты. М., 1989
  • 5. РГАЛИ, ф. 13, оп. 1, ед. хр. 16, л. 23
  • 6. Молок Ю. А. Турчин В. С. , при участии Лоева Ю. М. Книга и книжники. Образ книги в русской графике первой трети XX века. М.. 2003. С.223-224
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home