Рыбальченко, Михаил Иванович

Эта статья или раздел нуждается в переработке.
Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей.

Михаил Иванович Рыбальченко (1910, Одесса1994, там же) — известный в 1930-х гг. в СССР велосипедист, чьё имя многие годы гремело на всю страну. Заслуженный мастер спорта. Единственный спортсмен, который по довоенным, но непревзойденным по сей день достижениям был занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СПОРТ МИРОВЫЕ РЕКОРДЫ СССР • Рекордное количество побед на этапах • В 1937-1938 гг. в течение полутора лет Михаил Иванович Рыбальченко участвовал в многодневных велосипедных гонках по классу гоночных машин. Общая протяженность всех маршрутов составила около 10 тыс. км. Во всех этих гонках с первого и до последнего этапа (58 этапов) Рыбальченко был лидером и неизменно следовал в красной лидерском майке. Максимальный отрыв лидера • С 24 мая по 13 июня 1937 г. во время проведения 1-го Украинского велотура протяженностью 2265 км М.И.Рыбальченко опередил занявшего второе место киевского армейца Савельева на 8 ч 8 мин 20 с. (из Книги рекордов Гиннесса)

И совершенно непостижимо, как такого популярного человека могли оставить в оккупированной Одессе для подпольной работы! Как и все выдающиеся личности, он имел массу болельщиков и поклонников, но имел и завистников. И девять отсидок в общих камерах и одиночках сигуранцы - это печальный исход не только мужественных и, как ему тогда казалось, хитроумных отказов от предложений новой власти участвовать в престижных велогонках в столице Румынии, но и результат неоднократных наветов соотечественников. Выручали друзья, спасала случайность. Его чудесная жена, продавая дорогие спортивные призы, не единожды находила пути, чтобы выкупить мужа из застенок сигуранцы. Она же и сохраняла, спасая от обысков, все долгие четырнадцать военных и первых послевоенных лет тщательно зарытые в подвале альбомы с вырезками из газет о триумфальных победах мужа, его фотографии, спортивные награды, орден "Знак Почета" за участие в велопробеге «Одесса — Владивосток» в 1935 году и другие семейные реликвии. Ведь этот истинный патриот Одессы так и не уехал бы по своей воле из любимого города (еще в 30-х годах его старались переманить и в Киев, и в Москву), если бы вдруг не оказался "врагом народа", если бы по чужой воле не сослан был на угольные шахты в район вечной мерзлоты на мучительно долгие, продолжительнее, чем вся жизнь, десять кошмарных лет. Мы познакомились после его возвращения в родной город. Потом подружились. Его можно было слушать часами. Он оказался на удивление жизнерадостным, добродушным и улыбчивым человеком, живущим без малейшего чувства озлобления или ненависти. Перелистывая страницу за страницей каждого из прекрасно сохранившихся альбомов, он, не сомневаюсь, ошеломил бы любого спортивного журналиста своими документальными рассказами об удивительных победах во всеукраинских и всесоюзных состязаниях, будь-то кросс, шоссейная или трековая гонка или же многодневные изнурительные велотуры. В 1940 году в течение небольшого промежутка времени им было установлено восемнадцать всеукраинских и всесоюзных рекордов!

И лишь намного позднее, незадолго до моего отъезда в Америку, Михаил Иванович поведал о всех страхах сигуранцы и кошмарах лагерей ГУЛАГа. Но вначале был спорт и только спорт.

Еще в 1928 году Михаил, будучи восемнадцатилетним пареньком, стал чемпионом Украины по кроссу на 30 километров со временем, которое и сейчас поражает мастеров велоспорта -56 минут 12,8 секунды. И это при том, что по условиям соревнований спортсменам пришлось два километра ехать по пересеченной местности в противогазах. С 1931 года Рыбальченко - участник сборной страны по шоссейным гонкам, а. в 1934-м завоевывает первое место в Союзе в парной гонке по треку. В следующем году вместе с четырьмя киевскими динамовскими одноклубниками Михаил совершил беспримерный в истории мирового спорта велопробег Одесса - Владивосток. А через месяц после возвращения из пробега этот неутомимый спортсмен завоевывает звание чемпиона СССР в так называемой получасовой трековой гонке. ... Осенью 1936 года проходили очередные соревнования между советскими и турецкими спортсменами. На этот раз наряду с футболистами, борцами и фехтовальщиками впервые в составе спортивной делегации дружественной Турецкой республики прибыли в Советский Союз велосипедисты. Все три командные стокилометровые шоссейные гонки в Москве, Ленинграде и Киеве выиграли тогда турецкие спортсмены. Поражения лучших советских велосипедистов в этих международных встречах и явились причиной того, что уже через месяц Украинским спорткомитетом было принято решение о проведении республиканской кольцевой велогонки с использованием опыта ежегодных традиционных гонок по Франции, известных под названием "Тур де Франс". Вся сложность задуманного мероприятия заключалась, прежде всего, в том, что подобных многодневных гонок в Союзе еще не было. Максимальная протяженность проводившейся тогда велогонки Москва - Ленинград составляла всего 700 километров. Теперь же предстояло подготовиться к утомительным многодневным гонкам на дистанцию свыше двух тысяч километров по шоссе, проселочным дорогам, булыжникам и пескам. Уже в декабре 1936 года было утверждено положение, согласно которому намечаемой гонке вокруг Украины должны были предшествовать областные отборочные велотуры, в которых могли принимать участие только победители соревнований в физкультурных коллективах на предприятиях, в колхозах и в добровольных спортивных обществах.

23 апреля 1937 года стартовал первый Одесский областной велотур по маршруту Одесса - Николаев - Вознесенск - Одесса общей протяженностью 340 километров. Через три дня на площади Коммуны одесситы горячо приветствовали абсолютного победителя велотура - мастера спорта Михаила Рыбальченко.

Победа обнадеживала - впереди предстояла упорная многодневная борьба в Украинской велогонке. Спустя месяц был дан старт первого Украинского велотура, в котором приняли участие 113 сильнейших гонщиков республики - победители прошедших перед ним областных туров. Всем стартовавшим в столице республики спортсменам предстояло преодолеть разбитые на пятнадцать этапов 2265 километров самых разнообразных дорог: по шоссе, покрытому гудроном, к которому в жару прилипали колеса велосипедов; грунтовым дорогам, представлявшим опасность во время дождеи; по булыжникам, щебенке и пескам. Общая протяженность таких участков составляла около 1400 километров, то-есть более половины всей дистанции. Спустя двадцать дней после старта - 13 июня в столице Украины сомкнулось кольцо велогонки. Ее абсолютным победителем опять-таки стал Михаил Рыбальченко, покрывший всю дистанцию за 87 часов 52 минуты 9 секунд и не уступивший лидерства ни на одном из пятнадцати этапов гонки. Занявшего второе место киевского армейца Савельева он опередил более, чем на восемь часов! Затем были 1-й Всесоюзный, 2-й Украинский, 2-й Всесоюзный, 1-й Грузинский велотуры, и их победителем неизменно оказывался Михаил. Передышек не было. Так, в 1938 году, через месяц после победы во 2-м Украинском туре, - снова ответственное состязание - первенство страны. Проводилось оно в окрестностях Ленинграда. Шесть кругов по 33 километра. Впервые в Союзе такая большая дистанция в соревнованиях по шоссейным гонкам.

"На этот раз мне с самого начала сильно не везло. Приехал в Ленинград из Одессы поздно вечером одиннадцатого июля, а стартовать предстояло на следующий день ровно в восемь утра. Даже отдохнуть как следует не успел, не говоря уже о положенных учебно-тренировочных сборах. Правда, подготовка у меня была неплохая: ежедневно до и после работы, в любое время года, на протяжении многих лет я выжимал на своем велосипеде, в общей сложности, как минимум, по сто, а в выходные дни - и по двести километров, постоянно поддерживая хорошую спортивную форму.

В Ленинграде все участники, а их было 108 человек, стартовали одновременно. Но в соответствии с жеребьевкой, спортсмены выстраивались рядами в длинную цепь, по три человека в каждом ряду. И не на самом шоссе, а в боковой, довольно узкой, обсаженной с обеих сторон деревьями, аллее.

Волею жребия я попал в одну из последних "троек". Таким образом, между мной и передними спортсменами уже с самого начала получился разрыв почти в двести метров. Было ясно: до выхода на шоссе обойти их не удастся - не позволит ширина аллеи. А впереди, как назло, оказались сильнейшие гонщики страны: москвичи Вершинин, Денисов, ленинградцы Ковещенко, Кондрашков, харьковчанин Букреев и другие. После старта они, разумеется, сразу ушли в отрыв, оставив далеко позади основную группу почти в сто человек. Приблизиться к ним, пробившись через такую массу гонщиков, довольно трудно. Первый круг я прошел, кажется, пятнадцатым, так и не "достав" лидирующих. В начале второго круга - прокол. Спешно меняю однотрубку - и в дорогу. Но тут отскочивший на большой скорости из-под переднего колеса камень попадает в мой "суперчемпион" - французский четырехскоростной переключатель скоростей. Ведь все шоссе было не асфальтовым, а просто щебеночным. Первым подвернувшимся под руку булыжником рихтую поврежденный переключатель. А тут один из болельщиков, от всей души желавший помочь, резко наклоняет велосипед, и вся специально приготовленная мною заранее питательная смесь выливается из прикрепленной к раме фляги на дорогу. Пришлось потом останавливаться на питательном пункте, чтоб подкрепиться и пополнить запас. Снова вовсю нажимаю на педали. Начался дождь со встречным ветром. Иду в одиночку. Но даже оставив где-то позади основную группу, третий и четвертый круги прохожу уже с таким чувством, что передних все равно не догнать - слишком много времени для таких гонок ушло на все эти задержки. Однако с дистанции не схожу: через три недели должен состояться 2-й Советский велотур, и нынешняя гонка сможет послужить хоть какой-то к нему подготовкой.

Неожиданно вижу на обочине сошедшего с дистанции грузинского гонщика Титико Хабурзани, который кричит и жестами показывает, что между мной и идущими впереди всего шесть минут разрыва. Жми, мол, еще не все потеряно. Откуда взялись силы - не знаю. Получилось что-то вроде психологического допинга - можно еще даже побороться за какое-нибудь из призовых мест. В конце пятого круга догнал-таки головную группу и пристроился к несколько по отставшему московскому гонщику Федору Тарачкову. Идущие впереди так меня и не заметили: оглянешься - потеряешь драгоценные секунды. Этим мы с Тарачковым и воспользовались, договорившись, что, попеременно "лидируя" друг друга, постараемся уйти в отрыв. Передние никак не ожидали ни моего появления, ни такого маневра, и километров за тридцать до финиша им из преследуемых пришлось превратиться в преследователей. Так прошли километров пять. Не выдержав, отстал Тарачков. Резко взвинтив темп, ухожу вперед сам, так как понимаю, что все еще может случиться. И действительно, за несколько километров до финиша - страшная досада: снова прокол. А ведь стоявшие на обочинах болельщики, на глазах у которых проходила эта тяжелейшая гонка, всячески подбадривали меня и уже приветствовали как явного победителя. А тут - прокол! Да еще, как на грех, при смене однотрубки где-то в щебенке затерялась прижимающая колесо гайка! Искали ее человек двадцать. Нашли! Но все-таки спасло выигранное время - так меня никто и не догнал. Вторым тогда пришел мой товарищ Федя Тарачков. Всегда надо бороться до конца. Даже тогда, когда порой кажется, что уже все потеряно и нет надежды на успех! "

И Михаил Иванович показывает вырезку из газеты "Красный спорт":

"Дистанция 198 километров шоссейной гонки представляла собою почти кросс: крупный булыжник, выбоины, подъемы, рассыпанный щебень... Вдоль живописной аллеи Красного Села - сотни зрителей. Вдали появляется зеленая майка. Это Рыбальченко. Последнее усилие - и колесо машины нового чемпиона СССР пересекает финиш. Он прошел 198 км за 7:30:12. Прекрасное время для такой тяжелой дистанции!"

См. также

Литература

  • Виктор Корченов. Человек из книги рекордов. //

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home