Окегем, Йоханнес

Йоха́ннес (Жан) де Океге́м (Ocheghem, Okeghem, Ockenheim) (около 1425 — 6 февраля 1497) — франко-фламандский композитор, центральный представитель второго поколения нидерландской школы

Содержание

Жизнь

Йоханнес Окегем родился в городке Сен-Жислен близ Монса. Долгое время местом его рождения считался Дендермонде в Восточной Фландрии, (часть современной Бельгии), входящей в состав герцогства Бургундского. Дата его рождения не известна точно, называются 1410 и 1425 годы; есть источники, свидетельствующие, что в 1497 году, когда он умер, он был глубоким старцем.

Окегем обучался в метризе собора Нотр-Дам в Антверпене. С 24 июня 1443 г. по 24 июня 1444 г. пел в этом соборе под руководством Й. Пюллуа. В 1446—1448 гг. Окегем — певчий капеллы герцога Карла I Бурбона в Мулене (Франция).

С 1452 г. и до конца жизни Окегем руководил капеллой французского королевского двора (был первым капелланом и капельмейстером). С 1456 Окегем — королевский советник и казначей аббатства Сен-Мартен в Type (там размещалась королевская резиденция). В 1460-х гг. в этой важнейшей для музыки 15 в. церкви Франции работал А. Бюнуа.

Служа французскому двору (королям Карлу VII и Людовику XI), он занимал должность каноника Собора Парижской Богоматери (1463—1470) и церкви Св. Бенуа.

Известно, что Окегем в 1470 г. посетил Испанию.

Очень мало известно о жизни Окегема после смерти Людовика XI (1483 г.). Он продолжал выполнять обязанности первого капеллана королевского двора, видимо до 1488 г. В 1484 г. он ездил во Фландрию, в Брюгге. Умер Окегем 6 февраля 1497 г. в Туре.

Вероятно, Окегем учился с Жилем Беншуа и тесно общался с ним. В  1460 г. он написал «плач» (деплорасьон) на смерть Беншуа. Окегем был связан с придворной капеллой герцогов Бургундии, где работали А. Бюнуа (по некоторым сведениям, Окегем был его учителем) и Дюфаи. Бюнуа написал мотет в честь Окегема до 1467 г., так что, вероятно, он хорошо знал Окегема. Хотя музыкальный стиль Окегема существенно отличается от стиля композиторов предыдущего поколения, всё-таки он приобрёл основные навыки у них, поэтому его можно считать связующим звеном между первым поколением нидерландской школы и композиторами следующих поколений, Я. Обрехтом и Жоскеном Депре. Жоскен Депре и Пьер де ла Рю были в числе учеников Окегема. На смерть учителя Жоскен Депре сочинил мотет «La deploration de la mort de Johannes Ockeghem».

Музыка

В творчестве Окегема представлены все жанры, характерные для нидерландской школы: месса, мотет и шансон. Важнейшим жанром для него оказывается месса, он проявил себя как выдающийся полифонист. Музыка Окегема очень динамична, мелодическая линия движется в широком диапазоне, имеет широкую амплитуду. Вместе с тем для Окегема характерны плавность интонации, чистейшая диатоника, старинное ладовое мышление. Поэтому музыку Окегема часто характеризуют как «направленную в бесконечность», «парящую» в несколько отрешённой образной среде. В отличие от музыки Дюфаи, она меньше связана с текстом, богата распевами, импровизационна, экспрессивна.

Окегем часто включает в свои произведения имитации и каноны. Вместе с имитациями в приму и октаву, он использует кварту и квинту, большинство имитаций двухголосные, но встречаются трёхголосные, четырёхголосные и пятиголосные. Для полифонистов XVI века будет характерна сплошная имитационность, Окегем намечает эту перспективу. Канону как форме и принципу полифонического движения композитор уделяет особое внимание.

Сохранилось очень мало произведений Окегема:

  • около 14 месс (11 полностью):
    • Au travail suis,
    • Caput,
    • Cujusvis toni,
    • De plus en plus,
    • Ecce ancilla Domini,
    • Fors seulement,
    • L’homme armé,
    • Ma maistresse,
    • Mi—mi (или Quarti toni),
    • Prolationum,
    • Quinti toni,
    • Sine Nomine I (à 3),
    • Sine Nomine II (à 5),
    • Credo sine nomine (или De village),
    • Le serviteur,
    • Pour quelque paine;
  • реквием Missa pro Defunctis (первый многоголосный реквием в истории мировой музыкальной литературы);
  • 9—13 (по разным данным) мотетов:
    • Alma redemptoris mater,
    • Ave Maria,
    • Intemerata Dei Mater,
    • Salve Regina I;
    • Caeleste beneficium,
    • Deo gratias,
    • Gaude Maria,
    • Vivit Dominus,
    • Salve Regina II;
  • свыше 20 шансон
    • Aultre Venus estés,
    • Baisiés moy dont fort,
    • D’un autre amer,
    • Fors seulement l’actente,
    • Fors seulement contre,
    • Il ne m’en chault,
    • J’en ay dueil,
    • La despourveue,
    • L’autre d’antan,
    • Les desléaulx ont la saison,
    • Ma bouche rit,
    • Ma maistresse,
    • Mort, tu as navré / Miserere (или Déploration sur la mort de Binchois),
    • O rosa bella,
    • Prenez sur moi vostre exemple,
    • Presque transi,
    • Quant de vous seul,
    • Qu’es mi vida perguntays,
    • S’elle m’amera / Petite camusette,
    • Se vostre cuer eslongne,
    • Tant fuz gentement,
    • Ung aultre l’a,
    • Au travail suis,
    • Ce n’est pas jeu,
    • Departés vous, Malebouche,
    • Malheur me bat,
    • Quand ce viendra.

Существует множество произведений, принадлежность которых Окегему ставится под сомнение, среди них известный мотет «Deo gratias» для 36 голосов. Некоторые анонимные шансон приписываются Окегему на основании схожести стиля.

Мессы

Тринадцать месс Окегема сохранились в рукописи 15-го века, известной под названием «Chigi codex».

Среди месс преобладают четырёхголосные, есть две пятиголосные и одна восьмиголосная. В качестве тем месс Окегем использует народные («L’homme armé»), свои собственные («Ma maistresse») мелодии или мелодии других авторов (например, Беншуа в «De plus en plus»). Есть мессы и без заимствованных тем («Quinti toni», «Sine nomine», «Cujusvis toni»).

Месса «Prolationum» полностью каноническая. В пяти её основных частях всего 15 разделов, и каждый из них является каноном. Окегем располагает каноны в первых десяти разделах мессы таким образом, что интервал между вступлениями голосов последовательно увеличивается от примы, секунды, терции и т. д. до октавы.

Месса «Cujusvis toni» («любого тона») интересна тем, что одну и ту же музыку композитор предлагает исполнять в любом ладу: дорийском, фригийском, лидийском или миксолидийском. Переход в «любой тон» означает не транспозицию в другую тональность, а именно иной лад. При этом меняются соотношения между звуками и их функциями в ладу, что сообщает звучанию совершенно новые свойства.

Мотеты и шансон

Мотеты и шансон Окегема непосредственно примыкают к его мессам и отличаются от них главным образом своими масштабами. Среди мотетов есть пышные, праздничные произведения, а также более строгие духовные хоровые сочинения.

Наиболее известен праздничный благодарственный мотет «Deo gratias», написанный для четырёх девятиголосных составов и потому считающийся 36-голосный. В действительности он состоит из четырёх девятиголосных канонов (на четыре разные темы), которые следуют один за другим с небольшими наложениями начала следующего на заключение предыдущего. В местах наложения звучат 18 голосов, реального 36-голосия в мотете нет.

Песни Окегема гораздо более полифоничны, чем песни Беншуа и даже Дюфаи, в них мало танцевальности, лёгкости, камерной интимности. Динамика больших мелодических волн, внеличностный характер образности и общий склад a cappella сближает их с мессами и мотетами. Лиризмом и камерностью выделяется песня «Malheur me bat», ставшая вместе с «Fors seulement» очень популярной и послужившая первоосновой для сочинений современников Окегема.

Литература

  • В. Коннов, Нидерландские композиторы XV—XVI веков. — Ленинград: Музыка, 1984.
  • Т. Ливанова, История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник в 2-х тт. Т. 1. — М.: Музыка, 1983.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home