Внешняя политика Белоруссии

Содержание

Членство в международных организациях

По настоянию советского руководства, Белоруссия (Белорусская ССР) в 1945 году вошла, наряду с СССР и Украинской ССР, в число первоначальных членов-учредителей ООН.

После распада СССР Белоруссия является членом следующих межгосударственных образований:

Во время официального визита в Китай в декабре 2005 Александр Лукашенко заявил, что Республика Беларусь в ближайшее время может быть принята в Шанхайскую организацию сотрудничества. О поддержке такого шага, по словам президента, заявили все страны ШОС.

Белоруссия и европейские организации

В декабре 1991 независимая Белоруссия была признана Европейскими Сообществами, и на первых порах отмечалось устойчивое развитие отношений между Белоруссией и ЕС. В 1995 было подписано Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (Partnership and Cooperation Agreement) в политической, экономической и торговой сфере. Белоруссия получала значительную помощь в рамках программы ТАСИС и по иным каналам. Развитию отношений между Белоруссией и ЕС помешали, однако, некоторые меры руководства Белоруссии, которые были восприняты на Западе как ущемление демократии. Евросоюз отказался признать изменения в Конституции Белоруссии 1994 года, внесённые в 1996. В 1997 Совет Министров ЕС отказался продлить Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве и поддержать вступление Белоруссии в Совет Европы; были приостановлены двусторонние отношения на министерском уровне и заморожены программы технической помощи ЕС.

Белоруссия потеряла статус специально приглашённого члена в Ассамблее Совета Европы. Это решение было вызвано тем, что Парламентская ассамблея Совета Европы признала проведённые в Белоруссии в 1997 году выборы недемократичными, а давление на оппозицию – незаконным.

В мае 2005 в Польше состоялся саммит Совета Европы, где активно обсуждался «белорусский вопрос», однако белорусская делегация — единственная из всех государств Европы — не была приглашена.

В марте 2005 Евросоюз объявил о намерении напрямую финансировать «формирование гражданского общества» в Белоруссии. 10 марта Европарламент призвал «осудить существующий белорусский режим как диктатуру». В резолюции Европарламента предлагается выявить и заморозить личные активы президента Александра Лукашенко и высших государственных чиновников, а также расширить список представителей белорусских властей, которым запрещён въезд в европейские страны. Решение Европарламента предполагает создание теле- и радиостанций для вещания на Белоруссию, в том же году начинает вещание Европейское радио для Беларуси.

Эта резолюция аналогична документам, принятым властями США в 2004, однако может нанести Белоруссии более серьёзный ущерб, поскольку среди европейских стран находятся её крупнейшие торговые партнёры.

26 января 2006 на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) была принята резолюция, осуждающая ситуацию в Белоруссии накануне президентских выборов. Несмотря на активную поддержку российской делегации, Белоруссия вновь не получила статус специально приглашённой в Совет Европы (которого она была лишена в 1997), поскольку не выполнены четыре условия СЕ - расширение полномочий парламента, введение института уполномоченного по правам человека, пересмотр Избирательного кодекса и закона о печати.

ПАСЕ призвала ввести против Белоруссии режим международной изоляции, заключающийся в отказе предоставлять визы высокопоставленным белорусским государственным чиновникам и в то же время облегчить выдачу виз простым гражданам. Предложено также заморозить все банковские счета и другие финансовые активы президента Александра Лукашенко и членов его окружения.

С 26 февраля 2006 на территории Белоруссии в преддверии президентских выборов начали работу независимые европейские теле- и радиостанции, финансируемые из бюджета ЕС и, соответственно, не контролируемые местными властями. Кроме того, независимый российский телеканал RTVi получил европейский грант на подготовку для белорусской аудитории ежедневной 30-минутной политической передачи. Все программы выходят на русском и белорусском языках.

Евросоюз выделил на независимое вещание в Белоруссии около 2 млн. долларов. Программы, финансируемые Евросоюзом, продолжат выходить в эфир и после президентских выборов 19 марта.

Белоруссия и ГУУАМ

22 апреля 2005 участники саммита ГУУАМ также заявили о намерении развивать демократию в Белоруссии.

Президент Грузии Михаил Саакашвили посетовал, что в Белоруссии «нет демократии и свободы», и подчеркнул, что белорусский народ «имеет право на свободный выбор» и европейское развитие.

С жёстким заявлением выступил президент Литвы Валдас Адамкус: «Президент Лукашенко все быстрее и быстрее движется к автократии, самоизолированности как государства, так и белорусского народа».

Россия, которая не была приглашена на саммит, резко отреагировала на заявление Саакашвили. «Пусть Саакашвили не мнит себя мессией», — заявил посол России в Молдавии Николай Рябов, посоветовав Саакашвили «оставить в покое Белоруссию» и заняться урегулированием проблем в своей стране.

Белоруссия и Польша

Отношения между Белоруссией и Польшей в 2005, после «оранжевой революции» на Украине и учитывая ту роль, которую сыграл президент Польши Александр Квасьневский, ухудшились.

В мае 2005 Белоруссия обвинила одного из польских дипломатов в «активных действиях, направленных на дестабилизацию белорусского общества». В ответ Польша подготовила список белорусских чиновников, которым будет запрещён въезд на территорию Польши.

Причиной конфликта стало общественное объединение «Союз поляков Белоруссии» (СПБ), объединяющее около 20 тысяч человек. В марте 2005 на съезде СПБ его прежний руководитель, лояльный руководству Белоруссии, был смещён, после чего Союз поляков Белоруссии подвергся массированному давлению со стороны властей, которые обвинили руководство Польши, финансировавшей проведение съезда СПБ, и посольство этой страны в «подрывной деятельности» против Белоруссии. Министерство юстиции Белоруссии отказалось утвердить итоги съезда СПБ, избравшего своим председателем Анжелику Борыс. Польский сейм высказал своё недовольство действиями белорусских властей, что было воспринято в Белоруссии как попытка вмешательства во внутренние дела. Дальнейшее развитие событий и привело к дипломатическому конфликту.

22 июля МИД Белоруссии заявил, что «действия, предпринимаемые …польской стороной, свидетельствуют о сознательном проведении Польшей линии, направленной на сворачивание белорусско-польских отношений… такая линия польской стороны свидетельствует либо об искажённом понимании ею своей роли нового члена ЕС, либо о несамостоятельности её внешней политики».

В тот же день стало известно о закрытии белорусского представительства польского научного фонда «Диалог».

В августе 2005 года новым председателем белорусского Союза поляков по настоянию белорусского правительства был избран пенсионер Юзеф Лучник. Многие активисты Союза поляков подвергались административным арестам по обвинениям в участии в несанкционированных акциях протеста. Конфликтная ситуация с «Союзом поляков Белоруссии» стала одной из причин белорусско-польского дипломатического конфликта. За несколько месяцев стороны выслали по три дипломата, а Польша даже отозвала своего посла в Белоруссии для консультаций.

11 декабря 2005 советнику польского премьер-министра Михалу Дворчыку, занимающемуся вопросами связей с соотечественниками за рубежом, было отказано во въезде в Белоруссию. Белорусские пограничники сообщили Дворчыку, что он является лицом, нежелательным в Белоруссии.

Очередной шпионский скандал с польскими дипломатами разгорелся в преддверии регистрации кандидатов в президенты Белоруссии и начала агитационной кампании.

7 февраля 2006 в ежедневной программе Белорусского государственного телевидения «Комментарий дня» некий сотрудник управления контрразведки КГБ обвинил посольство Польши в Белоруссии в том, что здесь длительное время действует резидентура польских спецслужб, которая, используя дипломатический иммунитет, осуществляет легальную разведку, проводит сбор информации о ситуации в организациях этнических поляков, подготавливает источники влияния и проводит иные действия, направленные на вмешательство во внутренние дела Республики Беларусь.

Выступивший здесь же начальник центра информации и общественных связей КГБ Республики Беларусь Валерий Надточаев связал активизацию «представителей иностранных спецслужб, работников диппредставительств и сотрудников различных иностранных неправительственных организаций и фондов» с приближающимися президентскими выборами.

По официальным данным, в Белоруссии проживает около 450 тыс. этнических поляков — это второе по численности национальное меньшинство Белоруссии после русских. Союз поляков Белоруссии осуществляет культурные и образовательные программы, которые финансируются Польшей. В его ведении, в частности, находятся две польские школы.

Польша входит в состав рабочей группы для координации действий в отношении Белоруссии, создание которой было согласовано премьер-министрами Польши, Литвы, Латвии и Украины (подробнее см. Внешняя политика Белоруссии#Белоруссия и Литва)

Белоруссия и Россия (пост-советская история)

1991—1996

Россия — основной партнёр Белоруссии в экономической и политической сфере. Две трети белорусского экспорта направляются в Россию. Россия и другие пост-советские государства представляют для Белоруссии крайне важный рынок сбыта продукции и источник сырья.

Началом международных отношений между Россией и Белоруссией как независимыми государствами можно считать подписание Беловежских соглашений и образование СНГ после распада СССР в 1991 году. 13 ноября 1992 было подписано Соглашение о свободной торговле.

Белорусско-российская интеграция во многом выгодна и России, и Белоруссии. Многовековое соседство братских славянских народов с едиными историческими корнями способствовало развитию и взаимопроникновению их национальной экономики, культуры. Значительная доля населения Белоруссии — русские или дети от смешанных браков. Разрыв хозяйственных связей очень болезненно сказался на благосостоянии народа — особенно в Белоруссии, практически не имеющей собственных энергоносителей и завязанной на внутрисоюзный рынок.

Геополитическое и военно-стратегическое значение Белоруссии как партнёра для России обусловлено её удобным географическим положением между Россией и Восточной Европой. Союз с Белоруссией позволяет России экономить значительные средства, необходимые для создания системы военно-стратегического сдерживания на западной границе России, поскольку белорусские объекты ПВО обеспечивают безопасность всего воздушного пространства Белоруссии и европейской России — особенно в ситуации, когда аналогичные объекты в Латвии и на Украине были либо уничтожены, либо закрыты для российских военных. Россия, в свою очередь, представляет собой гигантский рынок сбыта для продукции белорусской промышленности и сельского хозяйства и является поставщиком необходимых стране энергоресурсов.

Потенциальный союз двух восточнославянских государств отнюдь не всегда расценивается как благоприятное геополитическое изменение и ближайшими европейскими соседями, и странами Запада в более широком смысле — членами Евросоюза, НАТО, США. В целом для западноевропейских политиков характерно мнение о нежелательности усиления интеграционного процесса вокруг России.

Внутри Белоруссии объединению с Россией в единое государство противостоят разнородные оппозиционные группы, опасающиеся обрусения белорусской нации и превращения Белоруссии из независимого государства в российскую провинцию.

С другой страны, белорусское политическое руководство использует идею объединения двух государств как своего рода политический инструмент в отношениях как с самой Россией, так и с Западом.

Александр Лукашенко начал активно разыгрывать эту тему ещё во время своих первых президентских выборов в июле 1994 года. Став главой государства, он использовал её для политического и экономического торга с Москвой.

6 января 1995 было подписано соглашение о Таможенном союзе, 21 февраля 1995 — Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве сроком на 10 лет.

2 апреля 1996 Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали договор о создании Сообщества России и Белоруссии. В тот момент это было выгодно и Ельцину, которого через два месяца ожидали президентские выборы, и Лукашенко, который надеялся возглавить союзное государство.

1997—1999

Вскоре выяснилось, однако, что каждая из сторон хотела бы получить собственную выгоду от объединения. При подготовке проектов союзного договора Москва настаивала на ускорении приватизации белорусских предприятий и демократизации политической жизни в республике. Минск, в свою очередь, требовал наделения высших законодательных и исполнительных органов нового союзного объединения правом выносить решения, которые были бы обязательны к исполнению в обоих государствах.

Борис Ельцин, не располагавший полной поддержкой Госдумы, отказался подписать белорусский вариант союзного договора. Документ, который был подписан 2 апреля 1997 года, — новый договор о преобразовании Сообщества в Союз — не содержал конкретных обязательств. Это дало возможность Александру Лукашенко обвинить российское руководство в том, что оно не готово к объединению.

Отношения между Москвой и Минском ухудшились. Летом 1997 года разразился политический скандал, начавшийся с задержания в Белоруссии российских журналистов по обвинению в незаконном пересечении границы. Для того, чтобы добиться их освобождения, Россия прибегла к политическому и экономическому давлению. После этого разговоры об объединении затихли надолго. В России стало своеобразной традицией поручать решение вопросов объединения России и Белоруссии руководителям, которые по своей или чужой воле уходили от активной политической жизни.

25 декабря 1998 были подписаны Декларация о дальнейшем единении России и Белоруссии (предполагающая введение единой валюты), договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. Перед самым уходом Ельцина со своего поста, 8 декабря 1999 года, Договор о создании Союзного государства был наконец подписан. Стороны обязались активизировать подготовку единого Конституционного акта и вынести его на всенародное обсуждение. Договор вступил в силу 26 января 2000. В январе 2000 госсекретарём Союза был избран Павел Бородин.

2000—2005

Смена высшего политического руководства в России привела к очередному сдерживанию процесса интеграции. Владимир Путин долго присматривался к своему партнёру, пока в 2002 году президент Белоруссии не представил новую инициативу, согласно которой союзным государством президенты могут руководить по очереди. Путин сначала отверг эту идею напрочь (заявив, что возврата к СССР не будет), а в августе 2002 предложил свой собственный план действий — в мае 2003 года провести референдум по союзной конституции, а через полгода, одновременно с российскими парламентскими выборами, провести выборы союзного парламента и президента.

Путин предложил при формировании руководящих органов союзного государства учитывать экономический вес и численность населения участников. Александру Лукашенко фактически предлагался вариант вхождения Белоруссии в состав России, а ему самому — должность полномочного представителя президента РФ в Белорусском федеральном округе. В ответ на это Лукашенко обвинил Путина в попытках превратить Белоруссию в «90-й субъект Федерации» (а точнее — в 6-7 новых субъектов федерации (по количеству областей), которые потеряли бы единство): «Даже Ленин и Сталин не додумались до того, чтобы раздробить Белоруссию и включить в состав СССР».

Периодический обмен язвительными замечаниями между двумя руководителями продолжался длительное время. При этом реальные интеграционные процессы постоянно откладывались. Так в октябре 2003 Александр Лукашенко заявил, что введение единой валюты не имеет смысла. Это означало отмену перехода на единую для России и Белоруссии валюту — российский рубль, намечавшуюся на 1 января 2005. Не решается и вопрос о создании совместного газотранспортного консорциума. Россия время от времени использует своего газового монополиста — «Газпром» — для давления на Белоруссию. Так 1 января 2004 «Газпром» прекратил на какое-то время поставки газа в Белоруссию, после чего Белоруссия 16 февраля 2004 отказалась подписывать договор на транзит российского газа, а Лукашенко обвинил Россию в шантаже и пригрозил выйти из всех договоров с Россией. Проблемы были урегулированы лишь в июне 2004. По словам председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, газопровод Ямал-Европа, проходящий через территорию Белоруссии, полностью принадлежит «Газпрому», а земля под этим газопроводом находится у него в долгосрочной аренде. «Газпром» ведёт переговоры с Белоруссией о приобретении 50 % акций газотранспортной системы на её территории — «Белтрансгаза» ([1]). По некоторым данным, сделка в конце 2005 всё же состоялась.

Александр Лукашенко, со своей стороны, время от времени делал заявления о готовности отвернуться от России и начать сотрудничество с Западом. Однако западные политики чем дальше, тем всё менее расположены идти на какое-либо сотрудничество с ним, особенно после того, как 17 октября 2004 был проведён всенародный референдум, по результатам которого из Конституции страны было изъято положение об ограничении президентства двумя сроками. Это позволило Александру Лукашенко вновь выставить свою кандидатуру на президентских выборах 2006 года.

После того, как Белоруссия оказалась в международной изоляции, Александр Лукашенко активизировал меры по укреплению сотрудничества с Россией. Этому способствовала и череда «цветных революций» на постсоветской территории, и объединение против «недемократической» Белоруссии руководителей бывших советских республик — Украины, Молдавии, Грузии, Азербайджана — в рамках ГУАМ, произошедшее в 2005.

В октябре 2004 Россия осудила введение американских экономических санкций против Белоруссии, заявив следующее: «Мы не поддерживаем применения инструмента санкций в принципе. Санкции должны применяться адресно и не затрагивать интересы населения» (МИД РФ Сергей Лавров).

В октябре 2005 председатель Госдумы Борис Грызлов объявил о том, что 15 ноября 2005 проект Конституционного акта Союзного государства России и Белоруссии, несколько лет обсуждавшийся рабочими группами, будет представлен на рассмотрение Высшего совета Союзного государства (включающего президентов и премьер-министров обоих государств), после чего он будет вынесен на референдум.

В 2005 Александр Лукашенко чаще каких-либо других руководителей стран СНГ посещал Россию и встречался с Владимиром Путиным. В то время как для всех остальных покупателей цены на российский газ были повышены, для Белоруссии на 2006 год была оставлена самая низкая цена — 46,68 доллара за 1 тыс. кубометров.

2006

Вопрос о подписании Конституционного акта Союзного государства России и Белоруссии так и не был решён. Переговоры о единой валюте зашли в тупик. Белоруссия оценивает ежегодный прямой ущерб от введения единой валюты для Белоруссии в $1,8 млрд. и желает, чтобы ей его компенсировали.

Весной 2006 в Белоруссии состоялись президентские выборы, в результате которых Александр Лукашенко вновь был избран на свой пост. Вскоре после подведения итогов выборов «Газпром» объявил о грядущем резком повышении цен на российский газ для Белоруссии — в контракте на 2007 была предложена стартовая цена газа на уровне $200 за тысячу кубометров.

В конце августа 2006 МИД России направил Белоруссии ноту о том, что Россия в одностороннем порядке прекращает выполнение пакетных соглашений о поставке в Белоруссию газа по внутрироссийским ценам, поскольку вопрос о передаче «Газпрому» 50 % акций «Белтрансгаза» так и не решён. Срок соглашения истекает в апреле 2007 года.

29 сентября Александр Лукашенко провел пресс-конференцию для представителей российских региональных СМИ. На ней были затронуты темы строительства Союзного государства, цены на газ для Белоруссии и другие вопросы. Ниже приводятся некоторые высказывания Лукашенко:

Отвечая на вопрос о перспективах принятия конституционного акта Союзного государства, он, в частности, отметил:

Мы предложили вариант Конституционного акта. Даже больше скажу: мы создали совместную белорусско-российскую комиссию, которую возглавляют с вашей стороны Грызлов, с нашей стороны — председатель Палаты представителей Коноплёв. И они уже договорились, специалисты и депутаты, и выработали проект Конституционного акта. Но совсем недавно, когда этот проект должен был лечь на стол Высшего государственного совета, двух президентов, членов Госсовета для одобрения и рекомендаций на референдум, вдруг из Администрации президента Российской Федерации пришли в Конституционный акт, который был выработан, исключающие дополнения — и снова процесс застопорился. То есть мы не можем принять основополагающую вещь — нашу Конституцию


Сегодня наступает горячая пора в Российской Федерации, ну не сегодня, так завтра, с декабря — парламентские выборы, потом — президентские выборы, и я очень боюсь, что этот период, почти три года, может затормозить принятие серьезных, в определённой степени радикальных решений в отношениях между белорусами и россиянами. Я этого очень боюсь. По крайней мере, в истории всегда так было — то у нас политические события, то у вас соответствующие политические события, когда резких телодвижений в политике и дипломатии, да и в экономике никто не делает


И вы думаете, этого (неприемлемость вхождения Белоруссии в состав России) не понимают те, кто предлагает такое в России? Понимают. Я считаю, предлагают неприемлемые решения для того, чтобы меня обвинить, что „он“ не хочет. Да, я не хочу, чтобы я был первым и последним президентом Беларуси. И пусть второй президент возьмёт на себя смелость и приведёт страну в состав какой-то страны, даже братской России. Не нужно это. И этого никогда не будет. Никогда! Мы сегодня в состоянии найти решение в рамках Союза. А в Союзе главный принцип — это равноправие. Это не значит всё объединить и поровну поделить. Я часто говорю о том, что если все объединить, все эти богатства поровну поделить, так мы захлебнёмся завтра же. Мы не переварим и половины этого богатства. Нам это не надо. Принцип равноправия в этом не заключается. Принцип равноправия заключается в равных правах наших граждан. Мы недавно приняли такое решение. До сих пор в России не ратифицировали эти соглашения — о равном медицинском обслуживании, образовании, перемещении. Покупай дом здесь, а мы в Москве — прежде всего в этом должна быть свобода. Никаких границ быть не должно. Единые правила, единое законодательство. Мы к этому готовы. Но зачем же Беларусь включать в состав России и, как некоторые говорят, делать ее округом или губернией новой? Мы никогда на это не соглашались и не пойдём


Что касается повышения "Газпромом" цены на газ, то Александр Лукашенко заявил:

Я думаю, что все равно контракт надо заключать. Поэтому к какому-то соглашению мы придём… Мы, конечно, будем на своём настаивать. Потому что увеличение до таких размеров цены на газ — это однозначно разрыв всех отношений. В экономике — это точно. Ну о чём тогда можно говорить, если МТЗ будет потреблять газ по 250, к примеру, или 200 долларов, а в Волгограде тракторный завод — по 30 долларов. Ну какая же тут конкуренция и какие тут равные условия? Вопрос, вы поймите, не в том, чтобы дешевле купить газ. Мы не против. Давайте 500 долларов. Но 500 долларов на всём экономическом пространстве, то есть должны быть равные условия. Вопрос не в стоимости, а вопрос в равных условиях ... Из-за 1 миллиарда мы не умрём, но вы потеряете последнюю страну-союзницу, вы просто опозоритесь!


Полностью со стенограммой пресс-конференции можно ознакомиться здесь.

Белоруссия и Украина

По заявлениям украинских и белорусских политиков, Украину и Белоруссию объединяет очень многое — история, культура, родственные связи, отсутствие «имперских амбиций». Белорусы и украинцы веками жили бок о бок в мире и согласии.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко в ходе президентских выборов на Украине никак не проявлял своего отношения к основным кандидатам на пост президента, а после победы Виктора Ющенко высказался с позиции подчёркнуто доброжелательного нейтралитета, прокомментировав итоги кампании следующим образом: «Я не стал бы драматизировать события. Украина выбрала проукраинского президента… Украина будет идти в правильном направлении и сохранит свои традиционные рынки — Белоруссию и Россию». По словам Лукашенко, Виктор Ющенко оставил у него впечатление «здравомыслящего и понимающего» человека по его прежней работе в Национальном банке и правительстве Украины.

В то же время события на Украине вызвали самый живой интерес у представителей белорусской оппозиции, многие из которых побывали в Киеве и приняли участие в «оранжевой революции».

Однако Виктор Ющенко практически сразу после своей победы стал открыто заявлять о том, что «украинский опыт защиты своих прав может быть актуальным для каждой страны, где права человека растоптаны», имея в виду Белоруссию. В начале апреля Виктор Ющенко в Вашингтоне подписал совместное украинско-американское заявление «Повестка нового века для украинско-американского стратегического партнёрства», выразив готовность продвигать свободу в странах с «недемократическими режимами»: «Мы подтверждаем свою приверженность совместной работе … по поддержке продвижения свободы в таких странах, как Белоруссия и Куба».

Александр Лукашенко немедленно заявил в ответ: «Подписание соответствующего заявления — фактически вмешательство во внутренние дела суверенного государства». По его словам, Белоруссия намерена решать свои проблемы самостоятельно — кроме того, он напомнил о «государственном долге Украины», образовавшемся ещё в 1992 году в результате неисполнения украинскими компаниями коммерческих обязательств и, по разным оценкам, составляющем свыше 100 млн. долларов.

Существует также проблема делимитации границы между двумя странами протяжённостью около 1000 километров, которая была проведена согласно советскому административно-территориальному делению и пока официально не узаконена. Эта проблема имеет существенное значение для Украины, желающей вступить в НАТО. Соглашение о делимитации белорусско-украинской границы было подписано ещё в 1997 году и уже ратифицировано украинской стороной. Белоруссия отказывается ратифицировать этот договор до урегулирования задолженности.

Министерство иностранных дел Украины утверждает, что неурегулированных государственных долгов Украины перед Республикой Беларусь не существует вообще с тех пор, как в 2001 году была проведена реструктуризация государственного долга Украины перед официальными кредиторами в рамках Парижского клуба кредиторов.

Положение усугубляется тем, что, как заявил Министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк, украинское руководство намерено сохранить тесные связи с белорусской оппозицией, которые оно поддерживало ранее.

Что касается Александра Лукашенко, то он продолжает утверждать, что в Белоруссии «нет основы для „оранжевой“ или какой-либо другой революции», а «цветные» революции в странах СНГ являются «бандитизмом под прикрытием демократии».

В ответ на это украинская гражданская организация «Пора» призвала запретить Лукашенко въезд на Украину и пересмотреть украинско-белорусские отношения, а молодёжная организация «Национальный альянс» заключила соглашение о сотрудничестве с оппозиционным белорусским «Молодым фронтом» и уже 26 апреля 2005 её представители приняли участие в оппозиционной акции в Минске, где пятеро из них были задержаны милицией и приговорены к административному аресту от 10 до 15 суток за нарушение общественного порядка. Попытки украинского МИДа добиться их досрочного освобождения были безрезультатными. Инцидент перерос в серьёзный дипломатический скандал. Белоруссия пригрозила закрыть своё посольство в Киеве в связи с «резким обострением ситуации вокруг его деятельности».

7 мая 2005 президент Лукашенко ещё раз призвал Украину заниматься своими собственными экономическими проблемами и не вмешиваться во внутренние дела Белоруссии.

1 ноября 2005 украинский премьер-министр Юрий Ехануров, выступая в ходе визита в США в Фонде Карнеги (Вашингтон), назвал Лукашенко «талантливым пропагандистом», который «умеет работать с народными массами». При этом премьер добавил, что теперь он понимает, "почему в 30-е годы немецкие женщины кричали: «Хочу ребёнка от фюрера!».

Александр Лукашенко никак не прокомментировал высказывания украинского премьера, однако МИД Республики Беларусь попросил украинскую сторону пояснить, было ли такое высказывание премьер-министра Украины и что он имел в виду. Спустя несколько дней министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк заявил, что слова украинского премьер-министра Юрия Еханурова о президенте Белоруссии были неверно истолкованы СМИ. В соответствии с официальной позицией украинского МИД, распространённые сообщения о сравнении Лукашенко и Гитлера в выступлении Еханурова являются «произвольной интерпретацией СМИ».

Украина входит в состав рабочей группы для координации действий в отношении Белоруссии, создание которой было согласовано премьер-министрами Польши, Литвы, Латвии и Украины (подробнее см. Внешняя политика Белоруссии#Белоруссия и Литва)

Белоруссия и Литва

Руководство Литвы оказывает заметную поддержку белорусским оппозиционным силам. Здесь действует Европейский гуманитарный университет в изгнании, перебазировавшийся на территорию Литвы в июле 2004 года и получивший официальную регистрацию 15 февраля 2005 года. Он финансируется различными американскими и западноевропейскими фондами. Именно в Вильнюсе весной 2005 была организована встреча белорусских оппозиционеров с госсекретарём США Кондолизой Райс, в ходе которой она заявила, что режим Лукашенко — «последняя диктатура Европы». В Литве проводятся курсы для белорусских оппозиционеров по оказанию «ненасильственного сопротивления» — массовых акций, пикетов и митингов. Здесь же часто проводятся различные семинары и митинги. Литва входит в состав рабочей группы для координации действий в отношении Белоруссии, создание которой было согласовано премьер-министрами Польши, Литвы, Латвии и Украины. Главы правительств четырёх стран поддержали также идею «подготовки независимой радиопрограммы на белорусском языке» [2]. Рижская радиостанция Radio SWH прошла в следующую часть конкурса Европейской комиссии на право создания радио и телепрограммы для вещания на Белоруссию. Победитель конкурса будет объявлен до 21 декабря 2005 года [3].

В ответ на это Александр Лукашенко заявил, что ведущие западные государства активно используют информационную инфраструктуру и ресурсы «как инструменты одностороннего продвижения своих геополитических интересов». «Нельзя забывать, что в последнее десятилетие все конфликты, развязанные в мире США и их сателлитами, начинались именно с информационных атак, с массированных пропагандистских кампаний против той или иной страны, намеченной для нанесения военного удара», — подчеркнул он. «Они пытаются с помощью СМИ и интернета манипулировать массовым сознанием, дискредитировать неугодные страны, искусственно создавать в них предпосылки к обострению социальной напряжённости, в том числе с целью смены власти» [4].

25 ноября 2005 претендент на пост президента Беларуси от оппозиции Александр Милинкевич встретился с президентом Литвы Валдасом Адамкусом в Вильнюсе.

Ранее, 26 октября, в ходе своего визита в Берлин, Адамкус заявил в интервью немецкой газете «Die Welt», что не исключает возможности «нападения белорусских войск президента Александра Лукашенко на Литву». Белорусский МИД прокомментировал эти слова так: «Легко „бросить в спину“ уходящему канцлеру Г.Шрёдеру обвинения в пренебрежении принципами европейской солидарности и сложно, при случае, избежать искушения проявить бестактность в отношении своего вполне благополучного соседа — Республики Беларусь». Представитель МИД подчеркнул, что «Литва должна быть озабочена не мнимой угрозой со стороны своих вполне стабильных и предсказуемых соседей, а реальной опасностью для населения всего Балтийского региона, возникающей в связи со строительством хранилища ядерного топлива Игналинской АЭС».

Обращение белорусского МИД и резко негативные оценки этих высказываний в самой Литве заставили Адамкуса срочно идти на попятную. Ежедневник «Respublika» 31 октября напечатал статью под названием «В.Адамкус отказывается от своих слов», в которой цитирует слова президента, осуждающие журналистов, которые якобы «превратили предпосылку в политическую проблему».

В декабре 2005 руководство белорусского КГБ заявило, что ими обнаружены зарубежные базы белорусских оппозиционеров, якобы готовящихся выступить против властей в период предстоящих президентских выборов. Эти базы, по словам представителей КГБ, находятся на территории Литвы, однако никаких доказательств представлено не было.

Ещё одной горячей темой в отношениях двух государств, как уже указано, является намерение Литвы создать могильник для ядерных отходов Игналинской АЭС в 700 метрах от белорусской границы. Эта станция в настоящее время выводится из эксплуатации, что было одним из условий вступления Литвы в Евросоюз. 31 декабря 2004 года был остановлен первый блок, полностью она должна быть остановлена к 2008. В случае принятия такого решения, могильник будет расположен в непосредственной близости от белорусского Национального парка «Браславские озера». В настоящее время в непосредственной близости от Белоруссии располагаются 4 АЭС — Игналинская, Чернобыльская, Ровенская и Смоленская ([5]).

Белорусская сторона неоднократно заявляла, что выступает против такого строительства, поскольку данный регион является туристическим, а в развитие его инфраструктуры вкладываются значительные материальные средства ([6]).

Литовская же сторона утверждает, что это никак не затронет интересы Беларуси. Так 15 ноября 2005 на пресс-конференции в посольстве Литвы вице-министр хозяйства этой страны Артурас Дайнюс заявил: «Размещение могильника ядерных отходов на границе Литвы и Белоруссии не нанесёт ущерба развитию туризма» ([7]). Даже председатель Общественной организации «Литовское движение зелёных» Римантас Бразюлис в интервью БелаПАН заявил, что не считает опасным строительство могильника для захоронения короткоживущих мало— и среднеактивных радиоактивных отходов ([8]).

По состоянию на декабрь 2005 окончательное решение по вопросу строительства могильника не принято, идут активные консультации сторон.

Белоруссия и Латвия

В конце ноября 2005 латвийское издание «Вести сегодня» сообщило, что посол Латвии в Белоруссии Майра Мора, выступая на заседании комиссии по иностранным делам Сейма Латвии 23 ноября, заявила: «…Лукашенко сидит на бомбе с горящим запалом: ведь он не дал приватизировать предприятия ни одному российскому олигарху. Беларусь крала российские газ и нефть, Россия вообще перекрыла кран, но почему сейчас она этого не делает? Потому что по периферии России прошли потрясения, а господин Лукашенко как пугало в саду, которое отпугивает Запад». «Надо быть готовыми к длительному существованию этого режима рядом с нами». Тем не менее, посол призвала латвийских депутатов «продолжать любую помощь оппозиции» ([9]).

В адрес МИД Латвии посольством Белоруссии была направлена нота с требованием разъяснений, а в комиссию по иностранным делам сейма — письмо с просьбой о предоставлении стенограммы дискуссии.

Посол Латвии была отозвана в Ригу для консультаций, а МИД Беларуси заявил, что ожидает дополнительных разъяснений латвийской стороны после возвращения посла в Минск. 29 ноября по инициативе латвийской стороны в Минске состоялась встреча посла Латвии с представителем белорусского МИД, на которой Майра Мора отрицала, что во время заседания комиссии она высказывала критику в адрес Республики Беларусь и её президента.

Латвия входит в состав рабочей группы для координации действий в отношении Белоруссии, создание которой было согласовано премьер-министрами Польши, Литвы, Латвии и Украины (подробнее см. Внешняя политика Белоруссии#Белоруссия и Литва)

3 августа 2006 Латвия отозвала из Белоруссии посла Майру Мору для консультаций после того, как 2 августа латвийский МИД «за действия, несовместимые со статусом дипломата» объявил персоной нон грата первого секретаря посольства Белоруссии в Риге Дмитрия Краюшкина, предписав ему в течение суток покинуть территорию страны.

Дипломатический конфликт начался 25 июля, когда белорусская милиция провела обыск в квартире второго секретаря посольства Латвии в Минске Реймо Шмитса, обвинив его в гомосексуализме и распространении порнографии. Латвия обвинила Белоруссию в нарушении Венской конвенции 1961 года, гарантирующей неприкосновенность дипломатов и их жилья, и потребовала объяснений, после чего 30 июля по белорусскому телевидению была продемонстрирована видеозапись полового сношения между двумя мужчинами, якобы сделанная скрытой камерой в квартире дипломата. Как заявили представители ГУВД Минска, на момент обыска правоохранительным органам не было известно, что хозяин квартиры обладал дипломатической неприкосновенностью.

МИД Латвии направил Белоруссии ноту протеста, в которой требует официальных объяснений обыска в квартире дипломата. Происшедшее характеризуют здесь как «очередную провокацию в духе советского времени против латвийского государства и его дипломатов».

Отмечается, что Реймо Шмитс в посольстве Латвии отвечал за контакты с белорусскими оппозиционерами и составлял списки участников международных конференций в Риге.

Белоруссия и США

Белоруссия занимает выгодную геополитическую позицию в Восточной Европе, поэтому она постоянно находится в поле пристального внимания ведущих мировых политичеcких сил. На руководство страны оказывается постоянное давление со стороны США, Евросоюза и ОБСЕ. Главная цель — добиться изменения внутренней политики Белоруссии и смещения президента Лукашенко.

Первые попытки США сменить руководство Белоруссии относятся примерно к 2000 году, когда американским послом в Белоруссии был назначен опытный дипломат Майкл Козак. Он попытался объединить конфликтовавшую между собой белорусскую оппозицию и убедил её выдвинуть единого кандидата на президентских выборах.

Однако осенью 2001 года оппозиционному кандидату Владимиру Гончарику не удалось победить Лукашенко.

В августе 2004 года США объявили о намерении добиваться отстранения от власти президента Белоруссии Александра Лукашенко. Позицию США изложил сенатор Джон Маккейн: «Мы будем бороться за то, чтобы Белоруссия освободилась от тирании. Смена режима президента Лукашенко в Белоруссии планируется не вооружённым путём, а с помощью международного давления».

Вслед за этим заявлением американское министерство финансов обвинило белорусский Инфобанк в отмывании денег Саддама Хусейна. По данным США, банк занимался легализацией средств, вырученных правительством Саддама Хусейна за счёт незаконных сделок, заключавшихся в нарушение программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие». Банк и его дочерние фирмы, в частности «Белметаллэнерго», также использовались для закупки вооружений и финансирования подготовки вооружённых сил Ирака.

6 октября 2004 Палата представителей Конгресса США единогласно проголосовала за введение экономических санкций против Белоруссии и её президента лично.

Принятый Конгрессом «Акт о демократии в Белоруссии» содержит длинный список требований Александру Лукашенко:

  • освободить содержащихся в заключении лиц, помещённых в тюрьмы за политические или религиозные убеждения;
  • отозвать политически мотивированные обвинения против оппозиционеров и независимых журналистов;
  • предоставить исчерпывающее объяснение исчезновений деятелей оппозиции и журналистов;
  • прекратить репрессии против независимых СМИ, независимых профсоюзов, неправительственных и религиозных организаций, оппозиции;
  • провести в Белоруссии свободные и честные президентские и парламентские выборы в соответствии со стандартами ОБСЕ.

Пока эти требования не будут выполнены, администрации США запрещено предоставлять Белоруссии какие-либо займы, кредитные гарантии, страховые выплаты, финансирование и любое иное финансовое содействие, а представителям США в МВФ, Всемирном банке и других международных организациях предписывается голосовать против предоставления любого содействия Белоруссии.

Конгрессмены предлагают подключить к санкциям против Белоруссии и другие государства, прежде всего европейские.

«Акт о демократии» требует от президента США не позднее чем через 90 дней после вступления законопроекта в силу направить в Конгресс специальный доклад о поставках вооружений и боевых технологий из Белоруссии в страны, поддерживающие международный терроризм.

В докладе также должны быть указаны размеры личного состояния и дана оценка собственности, которой владеют президент Лукашенко и другие белорусские руководители.

21 октября Джордж Буш подписал «Акт о демократии в Белоруссии». Таким образом, экономические санкции против Белоруссии официально вступили в силу. Подписание закона подтверждает, что США намерены всерьёз добиваться отстранения Александра Лукашенко от власти.

МИД Белоруссии заявил, что американский акт нарушает Декларацию ООН о недопущении интервенции и вмешательства во внутренние дела государств. Министр иностранных дел России Сергей Лавров осудил введение санкций, сделав упор на отсутствии консолидированной позиции Совбеза ООН.

Представители правительства Белоруссии заявили, что санкции их не пугают, поскольку на США приходится лишь около 3% объёма экспорта Белоруссии.

Наблюдатели отмечают, что политические меры, предпринимаемые США в отношении руководства Белоруссии, аналогичны их действиям в отношении прежних руководителей Югославии, Афганистана, Ирака. Отмечается также, что эти меры могли быть пролоббированы американским ВПК и властями Польши, которая рассчитывает в связи с этим на более существенную помощь США и, в частности, перебазирование на её территорию части американских войск из Германии.

Посол США в Белоруссии Джордж Крол на встрече с журналистами 14 июля 2006 заявил, что "США не признают результаты референдума о создании Союзного государства Беларуси и России" ([10])


См. также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home