Керченский пролив

Ке́рченский проли́в (укр. Керченська протока, крым. Kerç boğazı), называемый древними греками Боспор Киммерийский (по народу - киммерийцы) — пролив, соединяющий Чёрное и Азовское моря. Западным берегом пролива является полуостров Крым, восточным — Таманский полуостров. Ширина пролива — от 4,5 до 15 км. Наибольшая глубина 18 метров. Важнейший порт — город Керчь.

Керченский пролив является зоной промысла многих видов рыб. Путина начинается в конце осени и длится несколько месяцев.

По Керченскому проливу рекомендуется проводить условную границу Европы и Азии, оставляя Азовское море в пределах Европы. Традиция деления восходит к античности.

Содержание

История

Миф, архаика

Еврипид описывает [1] , как со стороны Тавриды ( Крыма) пролив переплывает Ио — возлюбленная Зевса, превращенная Герой в корову и гонимая оводом.

Эсхил называет переправу через пролив — «Коровий брод» [2].

В своих «Жизнеописаниях» Плутарх, ссылаясь на Гелланика, сообщает, что амазонки переправлялись через Боспор Киммерийский по льду [3].

Античность

О том, что кочевники зимой переходили пролив по льду, известно из «Истории» Геродота [4]. В 5 веке до н. э. представители старинного милетского аристократического рода Археанактидов основали на западном берегу пролива город Пантикапей — столицу Боспорского царства на месте нынешней Керчи.
Геродотом дважды упомянуты Киммерийские переправы [5]

Во II веке до н. э. на льду пролива со стороны Меотидского озера (Азовского моря) состоялось сражение между армией полководца Неоптолема и варварами: "Лед в этих местах столь крепок у устья Меотидского озера (т.е. в керченском проливе), что в том месте, где зимою военначальник Митридата победил варваров в конной битве на льду, он же разбил в морском сражении тех же варваров летом, когда лед растаял" (Страбон, II, 1, 6) "Рассказывают, что полководец Митридата Неоптолем в одном и том же проливе летом разбил варваров в морском бою, а зимою в конном". (VII, 3, 18)

XX век

В апреле 1944 началось строительство железнодорожного моста через пролив. 115 однотипных пролётов по 27,1 м., поворачивающееся на средней опоре 110-метровое пролётное строение двойного судоходного отверстия над фарватером для прохода крупных судов, эстакады у берега и дамба составили полную длину мостового перехода. Строительство завершилось осенью того же года. Так как мост не имел ледорезов, в феврале 1945 года льдом из Азовского моря было повреждено около 30 % опор. Мост восстанавливать не стали, а уцелевшие части были ликвидированы, так как являлись препятствием для судоходства.

Для замены разрушенного моста в 1953 году открыта Керченская паромная переправа, соединившая Крым и Краснодарский край (линия Порт Крым — Порт Кавказ). В работе переправы участвовали четыре железнодорожных парома: «Заполярный», «Северный», «Южный» и «Восточный». Первоначально эти паромы планировали использовать на строящейся железнодорожной переправе через Енисей в Игарке, но в 1953 году эта стройка была закрыта и паромы перевезли в Крым. Позднее в эксплуатацию были введены три автомобильных парома: «Керченский-1», «Керченский-2» и «Ейск».

В конце 1980-х годов, в связи со старением железнодорожных паромов прекращена перевозка пассажирских, а затем и товарных поездов через пролив. Из-за проблем с финансированием новые паромы для переправы построены не были, и в течении почти 15 лет переправа служила только для перевозки автомобилей. Неоднократно предлагались проекты строительства нового моста через Керченский пролив, но из-за дороговизны они не получили дальнейшего развития.

Сегодня

В 2004 году переправе был передан железнодорожный паром «Анненков», и железнодорожное сообщение через пролив было восстановлено. В ноябре 2004 года в преддверии второго тура президентских выборов на Украине состоялось торжественное открытие паромной переправы. В акции принял участие президент России Владимир Путин.

Территориальный спор

В 2003 году Керченский пролив оказался в центре скандала между Россией и Украиной после того, как власти Краснодарского края, стремясь предотвратить размыв морского берега, начали в спешном порядке возводить дамбу от Тамани в сторону украинского острова Тузла. Россию обвинили в посягательстве на украинскую территорию. Конфликт удалось решить после вмешательства президентов — строительство дамбы остановили, и Тузла осталась украинской. В качестве ответной уступки Украина согласилась подписать договор, по которому Керченский пролив был признан совместными внутренними водами России и Украины.

Переговоры экспертных групп по разграничению Азово-Керченской акватории и Чёрного моря продолжаются, однако, до сих пор.

МИД Украины считает позицию России по размежеванию Керченского пролива неправовой. Россия отказывается делить Керченский пролив по бывшей внутрисоветской административной границе, потому что в этом случае она теряет контроль над двумя третями Керченского пролива, что влечёт финансовые и политические издержки.

Украина обвиняет Россию в двойных стандартах, напоминая, что межгосударственной российско-эстонской границей в Нарвском и Финском заливах была признана по настоянию России именно бывшая внутрисоветская административная граница. Украина настойчиво требует поделить Керченский пролив аналогичным образом «в соответствии с международным правом».

Примечания

  1. Вы синие, синие волны,
    Где с морем сливается море,
    Где жало аргосской осы
    Когда-то по лютой пучине
    К берегам азиатским Ио
    Промчало от пастбищ Европы!
    Кого переправили к нам вы?
    Еврипид. Ифигения в Тавриде, ст. 393—399.
  2. Придешь ты после к Истму Киммерийскому,
    К воротам тесным моря. Там, отважившись,
    Должна ты Меотиды переплыть пролив.
    И память в людях славная останется
    Об этой переправе. Будет имя ей -
    «Коровий брод» — Босфор. Европы кинешь ты
    Равнины, на Азийский материк придешь.
    «Эсхил, Прометей прикованный», ст. 732—735. (Пер. А. И. Пиотровского)
  3. Плутарх, Тесей, 26
  4. «…скифы… толпами переходят по льду и на повозках переезжают в землю скиндов» Геродот, IV, 28
  5. Геродот, IV,12,45.
 

Видео:

Керченский пролив. порт Крым-Порт Кавказ.весь процесс переправы.
Я возвращался с моря через город Керчь.порт Крым.. пришлось по воде))) так как на поезд билетов не было (раскупили) я в первые посмотрел на Керченский пролив...
Видео презентация моста через Керченский пролив
В нашем распоряжении оказалось видео о будущем транспортном переходе между материковой частью России и полуостровом Крым, которое подготовлено, судя по всему...
Мост через Керченский пролив
Мост через Керченский пролив - презентация проекта Гипростроймост.
Керченский пролив, порт "КАВКАЗ" пробка (очередь) 03.05.2014г.
Со стороны Крыма свободно, со стороны Краснодарского края около 3 км очередь. По моим прикидкам ожидание около суток.
Мост через Керченский пролив. Новая версия.
Через Керченский пролив нужно строить не мост, а подземный переход
На переправе через Керченский пролив начнет работать дополнительный паром
Ещё один дополнительный паром будет работать на переправе через Керченский пролив. Судно прибудет из Греции в пятницу. Его вместительность равна двум действу...
Первый поезд Симферополь — Москва, минующий Украину, пересек Керченский пролив
Сегодня, 1 августа, из Симферополя в Москву отправился первый состав, который идет через Керченский пролив, минуя территорию Украины.
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home