Новочеркасский электровозостроительный завод

Новочерка́сский электровозострои́тельный завод (НЭВЗ) — завод, выпускающий в СССР и России магистральные грузовые и пассажирские электровозы. Созданные на НЭВЗе локомотивы водят составы, перевозящие 80% всех грузов на электрифицированных железных дорогах России и стран ближнего зарубежья. С поточных линий завода сошло более 15000 локомотивов более чем 40 типов.Завод расположен в городе Новочеркасск Ростовской области.

Генеральный директор - Сергей Подуст

Содержание

История завода

Первоначально электровозы в СССР небольшими партиями выпускались московским электромашиностроительным заводом «Динамо», в сотрудничестве с Коломенским паровозостроительным заводом. Однако подлинное развитие отечественное электровозостроение получило после организации в 1946 выпуска электровозов в Новочеркасске. Именно Новочеркасский электровозостроительный завод стал со временем самым мощным в мире заводом по выпуску электровозов.

Новочеркасский завод строился как паровозостроительный. Начата стройка была 8 ноября 1932 в 10 км от Новочеркасска, вблизи хутора Яново. В самом начале строительства воздвигается деревянная арка с надписью «Паровозострой». С большими трудностями начиналась эта огромная стройка в голой степи. Не было жилья для рабочих, транспорта, не хватало рабочей силы. Но несмотря на трудности, «Паровозострой» превращается в одну из крупнейших строек не только на Дону, но и по всей стране.

В 1934 в степи выросли два первых пятиэтажных дома. Было положено начало новому поселку паровозостроителей, впоследствии получившему название Соцгород. Завод строился быстрыми темпами. С 1932 по 1936 были построены: инструментальный корпус, модельный цех, часть литейного корпуса и кузнечного цеха, главный корпус и другие объекты.

1 мая 1936 новочеркасцы рапортовали о выпуске первой партии продукции: трех промышленных узкоколейных паровозов типа 159 (0-4-0). В 1937 завод выпустил уже 70 таких паровозов и приступил к освоению мощных танк-паровозов нормальной колеи типа 9П. Кроме того завод начал выпуск подъёмных кранов для торфоразработок.

В годы войны завод эвакуируется на Урал, в город Воткинск и там выпускал самолеты, артиллерийские орудия, ремонтировал танки. Немецкие оккупанты полностью разрушили завод. После освобождения Новочеркасска в 1943 начались восстановительные работы.

6 ноября 1945 постановлением Совета Народных Комиссаров СССР завод был передан Министерству электротехнической промышленности СССР для организации производства отечественных электровозов.

Завод начал свою деятельность с выпуска шестиосных электровозов постоянного тока ВЛ22М. Первые электровозы были собраны из заделов подготовленных в Коломне и Москве. Первый электровоз был выпущен 7 марта 1947, с 1948 завод приступил к серийному производству.

Наряду с выпуском магистральных электровозов, завод в течении 19521956 изготовил несколько сот промышленных электровозов, в том числе и на экспорт (в Индию, Болгарию, Корею и другие страны).

Для обеспечения возросших грузоперевозок завод создает конструкцию нового, более мощного восьмиосного грузового электровоза постоянного тока ВЛ8. Первый опытный электровоз выпущен в 1953. В 1955 изготавливается опытная партия из семи электровозов. С 1956 электровоз НЭВЗ выпускает уже серийно, и его постройка продолжается до 1963. Электровоз ВЛ8-009, выпущенный в марте 1956, стал для завода тысячным электровозом.

Одновременно с продолжающимся производством электровозов постоянного тока, Новочеркасский завод в 50-х годах XX века развернул работу по созданию электровозов переменного тока. В 1954 были выпущены первые шестиосные магистральные электровозы НО (Новочеркасский Однофазный), впоследствии получившие обозначение серии ВЛ61.

Используя опыт, полученный при постройке и эксплуатации электровозов НО, в 1957 году создан принципиально новый электровоз Н60, впоследствии получивший обозначение серии ВЛ60.

В 1958 при НЭВЗе создается Научно-исследовательский институт электровозостроения, позднее реорганизованный во Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт электровозостроения (ВЭлНИИ). С этого момента создание новых конструкций электровозов и освоение их производства осуществляется в тесном взаимодействии НЭВЗа и ВЭлНИИ.

В период с 1961 по 1975 НЭВЗом совместно с ВЭлНИИ разработаны конструкции и освоено производство нескольких новых типов магистральных электровозов: шестиосные ВЛ60р и ВЛ60к, восьмиосные ВЛ80к, ВЛ80т, ВЛ80р. Для осуществления перевозок на участках стыкования постоянного и переменного тока выпускается партия электровозов ВЛ82 и ВЛ82м.

Кроме того, были разработаны опытные серии электровозов: ВЛ80а — с асинхронными тяговыми двигателями, ВЛ80в — с вентильными тяговыми двигателями, ВЛ80вр — с вентильными двигателями и рекуперативным торможением, ВЛ84.

В 1983 изготовлено два опытных двенадцатиосных электровоза переменного тока серии ВЛ85. Для открытых горных разработок НЭВЗ выпускает тяговые агрегаты ОПЭ-1. По заказу Финляндии в 1971 завод создает четырехосный электровоз Sr1, а по заказу Польши в 1978 создается электровоз ET-42.

За 1983 заводом изготовлено 272 электровоза ВЛ80с, 36 электровозов ВЛ80р, 5 электровозов Sr-1, 2 электровоза ВЛ85, 26 тяговых агрегатов ОПЭ-1 и 140 комплектов экипажных частей для производства электровозов ВЛ10 на Тбилисском электровозостроительном заводе.

По состоянию на 1984 завод имел свою медсанчасть, несколько здравпунктов, 12 детских учреждений, девять столовых, пять кафе, двадцать семь буфетов, Дворец Культуры, кинотеатр, техническую и художественную библиотеку, 3 спортзала, стадион.

С 1978 с целью резкого увеличения количества выпускаемых электровозов на заводе проводилась реконструкция. Главная цель реконструкции — выпуск, начиная с 1985 по 470 электровозов ежегодно. При второй очереди реконструкции намечалось построить при заводе обкаточное кольцо, протяженностью 30 км, а также развить производство электромашин и колёсных пар.

Завод награжден орденом Ленина.

Некоторые, массовые серии электровозов выпускавшиеся заводом: ВЛ10, ВЛ10У, ВЛ80, ВЛ85, ВЛ65, ЭП1.

В 1995 году завод прошел процесс приватизации, и получил название Открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение «Новочеркасский электровозостроительный завод». Завод потерял заказы и практически обанкротился. В настоящее время производственные мощности выведены в ООО «ПК НЭВЗ», которое контролируется ЗАО «Трансмашхолдинг».

Руководители предприятия

  • Максимов Николай Александрович (1936 – 1938)
  • Хомяков (1938).
  • Баринов Василий Иосифович (1939 – 1941)
  • Арсеньев Михаил Иванович (1941)
  • Харчевников (1941)
  • Мозговой В.Е.
  • Байчер (1945)
  • Кизиков (1945 – 1946)
  • Батшеев Борис Абрамович (1946 – 1948)
  • Каневский Лев Моисеевич (1948 – 1950)
  • Прибс Борис Адольфович (1950)
  • Криуц И.А. (1950 – 1951)
  • Кечеджи Александр Дмитриевич (1951 – 1955)
  • Аброскин Павел Иванович (1955-1957 и 1962-1964)
  • Курочкин Борис Николаевич (1957-1962)
  • Бондаренко Борис Романович (1964-1965)
  • Бердический Георгий Александрович (1965-1978)
  • Дуваров Василий Ильич (1978-1987)
  • Путилов Эдуард Петрович (1987-1993)
  • Мисиченко Анатолий Павлович (1993 – 1997)
  • Носков Александр Леонидович (1997 – 2005)
  • Подуст Сергей Федорович (с 2005)

Продукция

За период работы завода освоено серийное производство всего спектра локомотивов: от контактных рудничных КН10 мощностью 40 кВт до магистральных грузовых электровозов мощностью 10 000 кВт. Завод выпускает комплекты электрооборудования электропоездов постоянного тока ЭД4М, ЭТ2М. С 1994 года завод осуществляет капитальный ремонт электропоездов переменного тока и поставляет для него комплекты электрооборудования. Кроме того, НЭВЗ изготавливает горно-шахтное оборудование для открытых горных разработок, для металлургических предприятий - промышленные электровозы постоянного тока нового поколения с асинхронным тяговым приводом; для угольных шахт и рудников - контактные шахтные электровозы, шахтные грузовые вагонетки.

В 2006 году основную продукцию завода составляют:

  • магистральные пассажирские электровозы переменного тока ЭП1
  • магистральные пассажирские электровозы двойного питания ЭП10
  • магистральные грузовые электровозы переменного тока 2ЭС5К, получившие название «Ермак»
  • промышленные электровозы НПМ2
  • шахтные электровозы КН10
  • тяговые агрегаты НП1
  • кроме того, уже выпущен опытный образец магистрального грузового электровоза постоянного тока 2ЭС4К, который получил название "Дончак".

Структура производства

Производственный комплекс завода включает в себя электротехническое, механообрабатывающее, металлургическое, холодно – штамповочное, сборочное и другие виды производства, охватывающие весь процесс изготовления локомотивов. По уровню технологической организации НЭВЗ является ведущим в отрасли. На заводе осуществляется комплекс мероприятий по совершенствованию конструкций электровозов, улучшению технологии изготовления деталей и узлов, применению более прогрессивных материалов и методов обработки.

Выручка завода в 2005 составила 4,9 млрд. руб., чистая прибыль — 380,2 млн. руб.

Ссылки

Сайт завода


 
Трансмашхолдинг

Новочеркасский электровозостроительный завод | Брянский машиностроительный завод | Коломенский завод | Демиховский машиностроительный завод | Метровагонмаш | Пензадизельмаш | Бежицкий сталелитейный завод | Октябрьский электровагоноремонтный завод | Центросвармаш | Трансконвертер | НПО "Транспортное машиностроение" | Тверской вагоностроительный завод |Производственная фирма КМТ| Fahrzeugtechnik Dessau AG

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home