Колумбия (шаттл)

«Колу́мбия» (англ. Columbia) — многоразовый транспортный космический корабль НАСА.

«Колумбия» — первый корабль системы «Спейс Шаттл». Строительство «Колумбии» было начато в 1975 году и 25 марта 1979 года «Колумбия» была передана в эксплуатацию НАСА. Шаттл был назван в честь парусника, на котором капитан Роберт Грей, в мае 1792 года исследовал внутренние воды Британской Колумбии (ныне штаты США Вашингтон и Орегон).Название также было призванно увековечить наименование командного модуля космического корабля «Аполлон-11». В НАСА «Колумбия» имела обозначение — OV-102 (Orbiter Vehicle — 102).

Первый пилотируемый полёт многоразового транспортного космического корабля «Колумбия» состоялся 12 апреля 1981 года. Командиром экипажа был ветеран американской космонавтики Джон Янг, пилотом — Роберт Криппен.

Впервые шесть астронавтов составили экипаж во время полёта Колумбии STS-9. Среди этих шести астронавтов был Ульф Мербольд (ФРГ), он был первым иностранцем на американском космическом корабле.

Командиром «Колумбии» (STS-90) была Эйлен Коллинз — первая женщина-командир космического корабля.

«Колумбия» была тяжелее шаттлов, построенных позже, поэтому у нее не было стыковочного модуля. «Колумбия» не могла стыковаться ни со станцией «Мир», ни с МКС.

Содержание

Последний полёт

Последний полёт «Колумбии» состоялся с 16 января по 1 февраля 2003 года. Экипаж составили: командир корабля Рик Хасбэнд, пилот Уильям МакКул, бортинженер Майкл Андерсон, научные специалисты Лорел Кларк, Дэвид Браун, Калпана Чавла и первый израильский астронавт Илан Рамон. Калпана Чавла совершала свой второй полет, она была первой женщиной-астронавтом индийского происхождения. Утром 1 февраля после шестнадцатисуточного полета шаттл возвращался на Землю. НАСА потеряла связь с кораблем примерно в 14:00 дня по Гринвичу, за несколько минут до предполагаемой посадки на ВПП 33 Космического центра имени Кеннеди во Флориде — она должна была состояться в 14:16 GMT. Очевидцами были засняты горящие обломки шаттла, летящие на высоте около 63 км при скорости 5,6 км/сек. Все семь членов экипажа погибли.

В течение нескольких месяцев после трагедии ученые НАСА исследовали возможные причины катастрофы. Они пришли к выводу, что к ней привело разрушение наружного теплозащитного слоя на левом крыле челнока, вызванное падением на него куска теплоизоляции кислородного бака при старте корабля. Горячие газы, также называемые плазмой в некоторых источниках, проникли внутрь, что привело к прогоранию и разрушению конструкции крыла и гибели шаттла.

Найденные обломки корабля сейчас хранятся в Космическом центре имени Кеннеди.

Хронология трагедии

Хронология последних минут Колумбии с момента входа в атмосферу 9:16 a.m. EST.

  • 2:30 a.m. EST, 1 февраля 2003 – Центр Управления Полетами начал работу в Mission Control Center.
    Центр Управления Полетами не занимался никакими проблемами, связанными с посадкой шаттла. В частности, они не придали значения куску пены, отвалившемуся от кислородного бака во время старта. Вход в атмосферу должен был пройти в штатном режиме. Центр выполнял стандартные операции для подготовки челнока к входу в атмосферу. Синоптики исследовали погодные условия в районе Космического центра имени Кеннеди, где должна была приземлиться «Колумбия».
  • 8:00 – Mission Control Center Entry Flight Director запрашивает Mission Control room о подтверждении схода шаттла с орбиты.
    Все прогнозы погоды были в пределах нормы и все системы работали нормально.
  • 8:10 – The Capsule Communicator предупредил экипаж корабля, что разрешение на сход корабля с орбиты получено.
  • 8:15:30 (EI-1719) – Командир корабля Хасбэнд и пилот МакКул начали executed the de-orbit burn using Columbia’s two Orbital Maneuvering System engines.
    The Orbiter was upside down and tail-first over the Indian Ocean at an altitude of 175 statute miles (282 km) when the burn was executed. The de-orbit maneuver was performed on the 255th orbit, and the 2-minute, 38-second burn slowed the Orbiter from 17,500 mph (7.8 km/s) to begin its re-entry into the atmosphere. During the de-orbit burn, the crew felt about 10% of the effects of gravity. There were no problems during the burn, after which Husband maneuvered Columbia into a right-side-up, forward-facing position, with the Orbiter's nose pitched up.
  • 8:44:09 (EI+000) – Entry Interface (EI), arbitrarily defined as the point at which the Orbiter enters the discernible atmosphere at 400,000 feet (120 km), occurred over the Pacific Ocean.
    As Columbia descended from space into the atmosphere, the heat produced by air molecules colliding with the Orbiter typically caused wing leading-edge temperatures to rise steadily, reaching an estimated 2,500 degrees Fahrenheit (1400 °C) during the next six minutes.
  • 8:48:39 (EI+270) – Сенсор на передней кромке левого крыла показывает значения, превышающие те, что были зафиксированы во время предыдущих входов Колумбии в атмосферу.
    Эта информация не была передана на Землю или показана экипажу, она была лишь зафиксирована Modular Auxiliary Data System.
  • 8:49:32 (EI+323) – Колумбия совершает запланированный разворот направо. Скорость: 24.5 Маха.
    Columbia began a banking turn to manage lift and therefore limit the Orbiter's rate of descent and heating.
  • 8:50:53 (EI+404) – Колумбия входит в десятиминутный период, во время которого корпус корабля подвергается наиболее тяжелым тепловым нагрузкам. Скорость: 24.1 Мах; высота: 74 км.
  • 8:52:00 (EI+471) – Колумбия примерно в 500 км западнее береговой линии Калифорнии.
    Температура на передней кромке крыла в этот момент обычно достигает 1450°C (2,650°F).
  • 8:53:26 (EI+557) – Колумбия пролетает над береговой линией Калифорнии западнее Сакраменто. Скорость: 23 Мах; высота: 70,6 км (231,600 футов).
    В этот момент передняя кромка крыла челнока обычно нагревается до температуры, превышающей 1540°C (2,800°F).
  • 8:53:46 (EI+597) – Обнаружены следы отваливающихся обломков. Скорость: 22.8 Мах; высота: 70,2 км (230,200 футов).
    The superheated air surrounding the Orbiter suddenly brightened, causing a noticeable streak in the Orbiter's luminescent trail. Observers witnessed another four similar events during the following 23 seconds.
  • 8:54:24 (EI+613) – The Maintenance, Mechanical, and Crew Systems (MMACS) officer informed the Flight Director that four hydraulic sensors in the left wing were indicating "off-scale low." In Mission Control, re-entry had been proceeding normally up to this point.
    "Off-scale low" is a reading that falls below the minimum capability of the sensor.
    The Entry Team continued to discuss the failed indicators.
  • 08:54:25 (EI+614) – Columbia crossed from California into Nevada airspace. Speed: Mach 22.5; altitude: 227,400 feet (69.3 km).
    Witnesses observed a bright flash at this point and 18 similar events in the next four minutes.
  • 8:55:00 (EI+651) – Nearly 11 minutes after Columbia re-entered the atmosphere, wing leading-edge temperatures normally reached nearly 3,000 degrees Fahrenheit (1650 °C).
  • 8:55:32 (EI+683) – Columbia crossed from Nevada into Utah. Speed: Mach 21.8; altitude: 223,400 ft (68 km).
  • 8:55:52 (EI+703) – Columbia crossed from Utah into Arizona.
  • 8:56:30 (EI+741) – Columbia initiated a roll reversal, turning from right to left over Arizona.
  • 8:56:45 (EI+756) – Columbia crossed from Arizona to New Mexico. Speed: Mach 20.9; altitude: 219,000 feet.
  • 8:57:24 (EI+795) – Columbia crossed just north of Albuquerque.
  • 8:58:00 (EI+831) – At this point, wing leading-edge temperatures typically decreased to 2,880 degrees Fahrenheit (1580 °C).
  • 8:58:20 (EI+851) – Columbia crossed from New Mexico into Texas. Speed: Mach 19.5; altitude: 209,800 feet (64 km).
    At about this time, the Orbiter shed a Thermal Protection System tile, the most westerly piece of debris that has been recovered. Searchers found the tile in a field in Littlefield, Texas, just northwest of Lubbock.
  • 8:59:15 (EI+906) – MMACS informed the Flight Director that pressure readings had been lost on both left main landing-gear tires. The Flight Director then told the Capsule Communicator (CAPCOM) to let the crew know that Mission Control saw the messages and was evaluating the indications, and added that the Flight Control Team did not understand the crew's last transmission.
  • 8:59:32 (EI+923) – A broken response from the mission commander was recorded: "Roger, uh, bu - [cut off in mid-word] …" It was the last communication from the crew and the last telemetry signal received in Mission Control.
  • 9:00:18 (EI+969) – Videos made by observers on the ground revealed that the Orbiter was disintegrating. In Mission Control, while the loss of signal was a cause for concern, there was no sign of any serious problem.
  • 9:05 – Residents of north central Texas reported a loud boom, a small concussion wave, smoke trails and debris in the clear skies above the counties southeast of Dallas.
  • 9:12:39 (EI+1710) – After hearing of reports of the shuttle being seen to break apart, the NASA flight director declared a contingency (events leading to loss of the vehicle) and alerts search and rescue teams in the debris area. He told the ground controller to "lock the doors", which is the code phrase that indicates a contingency is in effect. Nobody was permitted to enter or leave the room, and flight controllers had to preserve all the mission data for later investigation[1].

Полёты

Шаттл «Колумбия» 28 раз летал в космос, провел в космосе 300,74 суток, совершил 4.808 оборотов вокруг Земли и пролетел, в общей сложности 201 454 702 км.


Дата Обозначение Программа полёта
1 12 апреля 1981 Колумбия STS-1 Первый пилотируемый полет шаттла
2 12 ноября 1981 Колумбия STS-2 Второй полёт «Колумбии»
3 22 марта 1982 Колумбия STS-3
4 27 июня 1982 Колумбия STS-4
5 11 ноября 1982 Колумбия STS-5 Первый экипаж из четырёх астронавтов
6 28 ноября 1983 Колумбия STS-9 Первый экипаж из шести астронавтов
7 12 января 1986 Колумбия STS-61C В экипаже — конгрессмен Билл Нельсон
8 8 августа 1989 Колумбия STS-28 Запуск шпионского спутника
9 9 января 1990 Колумбия STS-32 Возвращение спутника на Землю
10 2 декабря 1990 Колумбия STS-35 Эксперименты с рентгеновским и ультрафиолетовым телескопами
11 5 июня 1991 Колумбия STS-40 Эксперименты с космической лабораторией
12 25 июня 1992 Колумбия STS-50 Эксперименты с лабораторией микрогравитации
13 22 октября 1992 Колумбия STS-52 Запуск лазерного геодинамического спутника
14 26 апреля 1993 Колумбия STS-55 Эксперименты с немецкой космической лабораторией
15 18 октября 1993 Колумбия STS-58 Медицинские исследования
16 4 марта 1994 Колумбия STS-62 Лаборатория микрогравитации США
17 8 июля 1994 Колумбия STS-65 Международная лаборатория микрогравитации
18 20 октября 1995 Колумбия STS-73 Лаборатория микрогравитации США
19 22 февраля 1996 Колумбия STS-75 Эксперименты с привязанным спутником
20 20 июня 1996 Колумбия STS-78 Медицинские исследования и лаборатория микрогравитации
21 19 ноября 1996 Колумбия STS-80 Развертывание исследовательской платформы
22 4 апреля 1997 Колумбия STS-83 Лаборатория микрогравитации
23 1 июля 1997 Колумбия STS-94 Лаборатория микрогравитации
24 19 ноября 1997 Колумбия STS-87 Лаборатория микрогравитации США
25 13 апреля 1998 Колумбия STS-90 Медицинские исследования
26 23 июля 1999 Колумбия STS-93 Запуск рентгеновской обсерватории
27 1 марта 2002 Колумбия STS-109 Обслуживание телескопа «Хаббл»
28 16 января 2003 Колумбия STS-107 Последний полёт «Колумбии»

Некоторые факты

  • Полет Колумбии STS-75 был первым полетом в космос под управлением операционной системы Linux.

См. также

Ссылки

 п·о·р 
Программа «Спэйс Шаттл»
Основная статья: Спэйс Шаттл
Компоненты: Орбитер | РДТТ | Внешний бак | SSME | OMS | RCS | SSRMS
Орбитеры: Энтерпрайз | Колумбия | Челленджер | Дискавери | Атлантис | Индевор
Стартовые комплексы: Космический Центр Кеннеди LC-39 | База Ванденберг SLC-6
Развитие: SDLV | Шаттл C | Арес I | Арес V
Макеты: Патфайндер | Эксплорер | Америка
Разное: Полёты по программе «Спейс Шаттл» | Режимы аварийного прекращения полёта
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home